Пост спасения «911» Железнодорожник Поволжья

Пост спасения «911»

Наталья Анчихорова, дежурный по переезду Саратовской дистанции пути



Про удивительную внимательность дважды почётной железнодорожницы Натальи Анчихоровой знают даже первые руководители Приволжской магистрали. Дело в том, что за 32 года работы на железнодорожном переезде близ села Березина Речка эта женщина предотвратила несколько серьёзных аварий.

Беда не пройдёт!

Последний случай произошёл месяц назад. 28 июня в 10 часов 32 минуты Наталья Александровна, как всегда, встречала проходящий состав и внимательно осматривала его на наличие неисправностей.

– По чётному пути шёл грузовой поезд № 2834, – рассказывает дежурная. – Я заметила, что из-под первого по ходу движения вагона идёт дым. Такого сильного задымления быть не должно! В ту же секунду я бросилась докладывать об увиденном дежурному по станции Багаевка и машинисту.

Услышав тревожный доклад, железнодорожники приняли экстренные меры. Грузовой состав был остановлен. Позже вагонники установили точный «диагноз»: подвела букса колёсной пары. Задымление возникло в результате сильного трения металла о металл. И если б злополучный вагон проследовал немного дальше, то колёсную пару могло бы заклинить. В таком случае печальных последствий было бы не избежать... К счастью, всё обошлось. Опытный дежурный своё дело знает, что неоднократно подтверждалось на практике.

В другой раз бдительность Натальи Анчихоровой позволила предотвратить крушение пригородного электропоезда, следовавшего по перегону Примыкание – Багаевка. Случай был похожим, с той лишь разницей, что сильное задымление сопровождалось огнём в тамбуре одного из вагонов. Оперативные действия дежурного по переезду способствовали экстренной остановке электрички. Прибывший на место пожарный поезд ликвидировал возгорание, вагон был отцеплен, а пассажиры не пострадали.

– За тот случай меня также поощрили, – вспоминает Наталья Александровна. – Я точно не знаю причину возгорания, но, по-видимому, там была какая-то серьёзная неисправность.

Благодаря профессионализму Антихоровой железнодорожники и пассажиры, как говорится, отделались лёгким испугом. Угроза безопасности движения поездов в очередной раз миновала.

Все эти происшествия просто не могли остаться без внимания первых руководителей магистрали и представителей ревизорского аппарата.

– И хотя выявление неисправностей в подвижном составе не входит в основные обязанности дежурных, сам переезд, в соответствии с нашими нормативными документами, – это пост безопасности, – поясняет первый заместитель главного ревизора Приволжской железной дороги по безопасности движения поездов Александр Батрак. – И, как работники поста безопасности, дежурные по переезду обязаны докладывать обо всех выявленных замечаниях. Ведь они – замыкающие в длинной цепочке железнодорожников, способных предотвратить ЧП.

Дважды почётная

Первый нагрудный знак «Почётный железнодорожник» Анчихорова получила на двадцать пятом году работы на Приволжской магистрали, а спустя ещё несколько лет за свои заслуги она была удостоена ещё одной высшей отраслевой награды. Так необыкновенная дежурная по переезду стала дважды почётной. Здесь необходимо понимать, что второго «Почётного железнодорожника» в нашей стране удаётся получить ну очень немногим работникам отрасли! Что же касается Натальи Александровны, то она скромно умалчивает о личных достижениях. И о том, что в её домашнем архиве хранятся две ценные награды, я узнал мимоходом, когда уже прощался с нашей героиней.

– Может быть, кто-то просто забыл, что одна такая награда у меня уже есть, – пошутила железнодорожница. – Значит, пускай будет две!

И то верно: для хорошего человека, как говорится, ничего не жалко!

Её бы бдительность да водителям...

На своём переезде Наталья Анчихорова трудится с 1985 года и давно считает его родным. Помнит, как менялись местные пейзажи, росли многоэтажки, развивалась железнодорожная инфраструктура на перегоне. В профессию её привела мама, которая также работала на этом посту безопасности.

Одна из особенностей данного переезда – его расположение в кривом участке пути. Слева и справа он делает крутые повороты.
– И все приближающиеся поезда становится видно только тогда, когда они выезжают из-за поворота, – сетует железнодорожница. – Это очень опасно, так как занятость переезда невозможно увидеть издалека. Благо, что у нас предусмотрена заградительная сигнализация. Если какой-нибудь автомобиль внезапно перекроет дорогу поезду, я знаю, что нужно делать.

Наталья Александровна припомнила ещё один случай, когда применение заградительной сигнализации позволило избежать ДТП. Дело было зимой, и автомобильная дорога обледенела. Молодой паренёк, недавно получивший права, не справился с управлением своей легковушки и вылетел на железнодорожные пути. Увидев это, опытный дежурный начала действовать в соответствии с инструкциями.

– Машина угодила в колею, когда шлагбаум был открыт. Это значило, что поездов поблизости нет, – поясняет наша героиня. – Я быстро включила заградительную сигнализацию и доложила дежурному по станции, что габарит нарушен.

Услышав звук сигнализации, неопытный водитель подумал, что приближается поезд, и запаниковал. Парень нажал на газ, и машина понеслась прочь от переезда – но только не по автомобильной дороге, а по железной! Такого развития событий не ожидала даже многоопытная Наталья Александровна: автомобиль пытался «уйти в отрыв» от несуществующего поезда...

Благо, что в тот день в регионе выпало много снега, который успел затвердеть. Головки рельсов едва возвышались над снежной пеленой, поэтому у горе-водителя была возможность вырулить из стального капкана. Он ею воспользовался и через несколько десятков метров от переезда вылетел на полосу отвода. А дальше – выскочил из машины и без оглядки кинулся прочь.

– Молодого человека быстро нашли и попросили объясниться, – продолжает Наталья Александровна. – Паренёк сослался на свою неопытность. Я считаю, что таким людям вообще не следует выдавать права, потому что сесть за руль в такую погоду – большая глупость. А она, как известно, не зависит от стажа вождения.

Как бы то ни было, очевидно, что начинающему водителю повезло. Он остался жив, и это самое главное. Возможно, всё обошлось так именно потому, что происшествие разворачивалось на особенном переезде и на глазах у особенной, дважды «почётной» дежурной. Ведь даже сами «координаты» места пересечения автомобильной и железной дороги здесь символичны: пикет № 9 11-го километра. В общем, мы в редакции решили, что иначе как пост спасения это место не назовёшь.
Автор: Алексей Шмалей