Основательный подход к жизни Восточно-Сибирский путь

Основательный подход к жизни

Алексей Жилкин, монтёр Горхонской дистанции пути (ПЧ-13)

Четверть века работы монтёром пути – солидный багаж опыта для общественного инспектора по безопасности движения поездов

Благодаря внимательности монтёра Горхонской дистанции пути (ПЧ-13) Алексея Жилкина удалось максимально быстро устранить серьёзный дефект пути, обнаруженный им на оживлённом участке Транссиба. Своевременный «диагноз» и быстрая «операция» позволили исправить опасную поломку даже без прекращения движения поездов.

В Горхонской дистанции пути Алексей Жилкин работает с начала девяностых.
Несколько лет назад к основному инструментарию, который монтёр пути берёт с собой каждую смену, добавились блокнот и ручка. Не самые тяжёлые предметы, тем не менее, дали повышенный груз ответственности, ведь опытного путейца назначили общественным инспектором по безопасности движения поездов.
Каждое замечание он кропотливо фиксирует на бумаге, а затем передаёт в родную дистанцию пути. В основном это мелкие недочёты, которых в путейском деле великое множество: тут – сломанный болт, там – слабая путевая клемма. Тем не менее любой такой неполадке нужно уделить пристальное внимание. Ведь всегда могут встретиться и такие поломки, которые действительно серьёзно угрожают безопасности движения поездов.
Именно такой случай произошёл несколько месяцев назад. Монтёр пути проводил очередной осмотр своего участка, когда заметил, что на одном из рельсов полностью лопнула стыковая накладка.  Параллельная накладка тоже частично треснула и в любой момент могла выйти из строя.
О случившемся Алексей Жилкин незамедлительно сообщил дорожному мастеру, который тут же направил на участок, где обнаружилась поломка, ремонтную бригаду. В итоге на то, чтобы заменить неисправные накладки, потребовалось несколько десятков минут.
Не пришлось даже останавливать движение поездов.
– Последствия могли быть самыми серьёзными, если бы Алексей Юрьевич вовремя не заметил поломку. Незакреплённые рельсы могли уйти в сторону в любой момент, а это повлекло бы за собой сход.  Но, к счастью, наш общественный инспектор всегда очень ответственно и внимательно относится к выполнению своих обязанностей, – говорит дорожный мастер первого линейного участка Горхонской дистанции пути Анатолий Власов.  

Спасительное ограничение
В посёлке Онохой, где живёт Алексей Жилкин, сразу два железнодорожных переезда.  Магистраль буквально разделяет населённый пункт на две части, в одной из которых находятся преимущественно жилые дома, а в другой – административные здания. Именно поэтому на переездах всегда наблюдается большой поток автотранспорта, а невнимательность водителей порой приводит и к дорожно-транспортным происшествиям.
За Алексеем Юрьевичем закреплена ещё одна должность – подменный дежурный, которая подразумевает периодическую вахту на переезде. В один из таких дней и случилась авария – большой авторефрижератор «подмял» под себя автомобиль местной автошколы, за рулём которого находился ученик. А к переезду в это время приближался чётный грузовой поезд.
– В первую же секунду я включил заградительную сигнализацию. Машинист начал торможение, увидев красный сигнал. Остановить состав удалось буквально в нескольких сотнях метров от переезда. Водители наверняка уже успели испугаться, – вспоминает Алексей Жилкин.
Предотвратить автокатастрофу в тот день помогла не только молниеносная реакция подменного дежурного по переезду и машиниста, но и… небольшие замечания к работе стрелки в горловине станции. Благодаря этому замечанию грузовой поезд вкатывался в Онохой уже с ограничением скорости, что позволило  вовремя остановить состав.
– Может показаться, что работа дежурного по переезду проще, чем работа путейца, но я так не считаю. На посту гораздо выше степень индивидуальной ответственности, поэтому нужно быть готовым быстро отреагировать в критический момент. Лично для меня спокойнее, когда я вижу перед собой длинную колею железной дороги, а не шлагбаум и автомобили, – признаётся Алексей Юрьевич.

Альпинистская выучка
Первого сентября у Алексея Жилкина будет юбилей. Исполнится ровно 25 лет с того момента, когда он впервые взял в руки путейский молоток.  
Тот день, случившийся четверть века назад, он и сейчас очень хорошо помнит. На одном из участков стальной колеи только-только завершился капитальный ремонт, и железнодорожникам пришлось дополнять на нём обшивочные костыли.  
– Я не сразу приноровился забивать костыли «с плеча», поэтому пришлось тяжеловато. Уже не помню, сколько мы километров в тот день прошли, размахивая молотками, но вечером я просто валился с ног от усталости. Хотя это лишь с непривычки было. Гораздо тяжелее приходится в горах, – вспоминает Алексей Юрьевич.
О горах Жилкин упоминает не случайно. В прошлом ему не раз доводилось покорять вершины Саян и Хамар-Дабана. Альпинист со стажем, он даже некоторое время работал проводником туристических групп. А в горах, как известно, не только закаляются характеры, но и улучшается физическая подготовка. Поэтому скалолазная выучка очень помогла быстро адаптироваться к профессии путейца.
Рассказывая о своей работе, Алексей Жилкин подчёркивает, что двадцати пяти лет на железной дороге могло и не быть, если бы не поддержка семьи. Строго говоря, и в Онохой он приехал следом за супругой, которую после окончания академии культуры распределили в дом культуры соседнего села Усть-Брянь. К слову, Валентина Жилкина уже много лет является художественным руководителем ансамбля «Барвинок» – единственного в Бурятии коллектива украинской народной песни.
– Профессию путейца сложно назвать творческой, но Алексей видит красоту и в ней. Он может подолгу рассказывать о природе, которая окружает магистраль. Лучший отдых для него – это прогулка на озеро или в лес. Всё это даёт ему силы не только для работы, но и для увлечений, – говорит супруга путейца.
Одно из таких увлечений – езда на велосипеде. Когда-то, будучи ещё мальчишкой, он записался в секцию велоспорта. По собственному признанию, пошёл он туда только ради бесплатного велосипеда, которые выдавали всем молодым спортсменам. Но постепенно молодой человек буквально влюбился в велоспорт. На двух колёсах он катается и до сих пор – правда, теперь уже в прогулочном темпе и с любимым внуком
на багажнике.
– За четверть века работы путейцем я понял, что какой бы тяжёлой ни была работа, силы для её выполнения всегда найдутся дома. Чувство, что тебя ждут и любят – самое главное в этой жизни. Если ты его ощущаешь, то и работа будет идти хорошо, – заключает Алексей Жилкин.
Золотые слова, под которыми мог бы подписаться каждый счастливый человек
Автор: Виталий Калашников