Физика и лирика инженера Хаустовой Восточно-Сибирский путь

Физика и лирика инженера Хаустовой

Евгения Хаустова, начальник технического отдела СПМС-337 Восточно-Сибирской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин

Десятки эффективных проектов рачительного хозяйствования, которые сопровождает Евгения Хаустова, перешагнули рамки её родного предприятия.

В любом деле есть первые. Не обошлось без них и в становлении на ВСЖД движения за бережливое производство. В числе тех, кто обеспечивал ему достойное место на технологическом пространстве дороги, была начальник технического отдела специализированной ПМС-337 Евгения Хаустова.
Её приход в эту сферу произошёл девять лет назад – то есть, ещё до того, как в ОАО «РЖД» стартовал знаменитый проект. Тогда, помнится, для большей части руководителей структурных подразделений, дислоцирующихся в зоне ответственности ВСЖД, бережливое производство как система  непрерывного совершенствования деятельности была ещё терра инкогнито. О том, что эта система из себя представляет, осведомлены были единицы.
Специализированная путевая машинная станция №337 не являлась исключением. Единственным из числа работавших на предприятии людей, который разбирался в теме «от и до», была бригадир цеха ремонта дизель-генераторных установок (ДГУ) Евгения Хаустова, выпускница Иркутского государственного университета путей сообщения.
Вчерашняя студентка, можно сказать, оказалась в нужном месте и в нужное время.
Как раз в тот период СПМС запускала новую поточную линию по ремонту моторно-рельсового транспорта. И к недавней выпускнице как знатоку менеджмента качества обратились первые лица предприятия: они поручили ей выявить причины задержек при выполнении работниками технологических операций.
В течение отведённого месяца Евгения настойчиво искала слабые звенья технологической цепочки, влияющие на ритмичность работы всей линии. Часами отслеживала одну и ту же операцию. Зачастую вовлекала в поиск ответов на возникшие вопросы слесарей, наладчиков и мастеров.
– Было очень сложно. Но было и интересно, полезно, – вспоминает Евгения. – За два месяца нахождения в прямом контакте с линией изучила все её узкие места. И для каждого из таких мест подготовила карты текущего и будущего потоков создания ценностей. Разработала десятки мероприятий, улучшающих технологические операции. И ситуация с разнобоями на линии выровнялась.
Спустя некоторое время на основе проделанной работы родился проект, который был представлен на смотр-конкурс «Идея ОАО «РЖД» – 2012» в номинации «Лучшее техническое решение по повышению производительности труда и снижению уровня ручного труда в путевом хозяйстве». Восточно-Сибирская дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин заняла первое место.
Убедившись, что Евгения Хаустова в дружбе с инструментами технологий бережливого производства, руководство дирекции поручило ей внедрить во всех цехах систему 5S. А вскоре её знания и навыки пригодились отделу управления развития технологий ВСЖД, куда она была приглашена на должность инженера.
– К тому времени Слюдянский участок ДПМ стал местом паломничества. За опытом внедрения  инструментов бережливого производства сюда приезжали со всех предприятий дороги, – рассказывает заместитель начальника отдела службы технической политики  ВСЖД Александр Баранов.
Продолжала навещать родную Слюдянку и Евгения. Но в дальнейшем сферой её деятельности стали все производственные участки дирекции, расположенные на линии. Возглавив технический отдел СПМС-337, она продолжала оставаться идейным вдохновителем тех, кто задействован в границах ВСЖД на разработке проектов бережливого производства.
– Ежегодно подразделениями 337-й путевой машинной станции рассматривается в среднем по 10 проектов. И каждый год есть среди них такие, которые становятся победителями конкурсов по внедрению технологий бережливого производства дорожного и сетевого уровня  В общей сложности с начала развития программы бережливого производства внедрено 70  проектов. Непосредственное отношение Евгения Хаустова имеет к каждому из них – как координатор и как куратор, – добавляет Александр Баранов.
Обращаются к ней за помощью с Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и других дорог. И не только за разъяснениями по части того, как разработать проект бережливого производства. Не раз и не два она откликалась на просьбы насчёт того, как подготовить и провести День качества. Оказывала она содействие и в разработке документов на проведение диагностического аудита. В частности, Восточно-Сибирский филиал АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», дислоцирующийся на  станции Слюдянка в ходе внедрения у себя системы менеджмента безопасности движения поездов уже неоднократно обращался к Евгении за советами.    
А вообще сфера деятельности Хаустовой включает десятки направлений. Это и менеджмент безопасности, и обеспечение качества слесарно-монтажного инструмента, а участков – сигнальными принадлежностям. На техническом отделе Евгении завязана вся сертификация, разработка внутренних стандартов, инструкций и методик, обработка текущей документации...
Немало выполняется ею из того, что принято относить к сфере наставничества. Ежегодно к Хаустовой на преддипломную практику приходят пятикурсники ИрГУПса. В этом году их было пятнадцать.
Евгения от будущих специалистов не отмахивается. К роли наставника привыкла.
– В детстве я мечтала стать учителем физики, – рассказывает она. – Но не вышло. Моя мама настояла на том, чтобы я пошла по стопам своего деда, который был железнодорожником. во время поступления  на экономический факультет ИрГУПСа при заполнении заявления выбрала специальность «Управление качеством». И теперь благодарна маме.
По словам Евгении, в студенческие годы основной упор делала на учёбу. Самое любимое занятие, которое не оставляло её даже в самые напряжённые моменты, это чтение художественной литературы в бумажном формате. Предпочитает классику, иронические детективы, фантастику, научную литературу. И с удовольствием читает всё, что пишут о менеджменте качества и бережливом производстве. О тех людях, кто стоял у их истоков их создания. В последнее время задумала создать библиотеку в своем кабинете из личных книг – чтобы о системах менеджмента качества и бережливом производстве мог почитать любой работник дирекции. Так что в избранной теме она способны разглядеть и «физику», и «лирику»
– Каждую из ветвей своей деятельности, – говорит Евгения, – стараюсь сделать полезной для окружающих.
В этом убеждались многие.
– Когда нам поставили задачу воссоздать в цехах производственную атмосферу по методике 5S, Евгения Вячеславовна научила нас составлять планы и выполнять инструкции, соблюдать порядок и чистоту, помогла отказаться от укоренившейся привычки беспорядочного содержания рабочих мест, – рассказал  начальник Иркутск-сортировочного производственного  участка ДПМ Валерий Домышев. – Евгения Вячеславовна помогла нашему коллективу организовать внедрение на позициях участка систему 5S, привести к ней все рабочие места, обеспечить на её основе хранение и складирование поступившего в ремонт неисправного оборудования, а также готового к отправке.
Как пример участия Евгении в этих делах – разработанный совместно с персоналом Иркутск-сортировочного производственного  участка ДПМ поворотный стол для ремонта ручных электростанций, оригинальная конструкция которого удивила побывавших этим летом на участке представителей экспертных комиссий национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ.
На днях Евгения получила задание руководства дирекции организовать конкурс по внедрению стандартов менеджмента качества.
– Кому как не вам, Евгения Вячеславовна, взяться за это дело, – обосновал свой выбор начальник дирекции Роман Живин.
Автор: Александр Иванов