Профессиональная реакция Вперёд

Профессиональная реакция

Ирина Стрельникова, Дежурный по переезду

Бдительность дежурного по переезду Липецкой дистанции пути  Ирины Стрельниковой помогли предотвратить аварийную ситуацию



11 июня грузовой поезд № 1572 следовал по перегону Патриаршая – Сенцово с искрением колёсной пары справа по ходу движения. Проскочить через переезд 249 км, где на посту несла неусыпную вахту дежурный Ирина Стрельникова, у него не было ни единого шанса…

Рассекающие темноту живые искорки из-под колёс (дело было ближе к полуночи) на железнодорожном пейзаже смотрелись отнюдь не живописно, предвещая нависшую над безопасностью движения угрозу. Кто-то другой мог их не заметить в движущемся на приличной скорости составе, мало ли… Она не проморгала и свою, последовавшую затем реакцию называет естественной:
– Пришла на работу, как всегда встречала-провожала поезда и вдруг – искрение. В первую очередь передала машинисту и на станцию Сенцово. Поезд остановили, проверили – есть!
«Ирина Стрельникова проявила оперативность, немедленно сообщила об этом дежурному по станции Сенцово Ерофееву, машинисту поезда № 1572 Простакову, дежурному по переезду 258 км Синабдеевой, диспетчеру дистанции пути Фёдоровой, – вторят её рассказу строки из представления к поощрению. – При осмотре поезда была выявлена неисправность – завал рычажной передачи, держание поездов».
Начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько высоко оценил действия дежурного по переезду в нештатной ситуации, подписав приказ о награждении знаком «За безопасность движения» с денежной премией.
Всего 46 минут потребовалось локомотивной бригаде, чтобы устранить все неполадки и без опаски отправиться с перегона в дальнейший путь. И больше никаких последствий. А ведь даже страшно представить, что было бы, если бы колесо нагрелось и заклинило, подставив тяжеловесной махине подножку! Вот что значит своевременная профессиональная реакция, когда счёт решающий и идёт на секунды!
– Ещё с советских времён меня приучили быть внимательной и добросовестной, вот и стараюсь, – признаётся Ирина. – И когда монтёром пути работала, всегда стремилась сделать всё хорошо, чтобы не было претензий.
Старая путейская школа не одну её выпестовала.
– Мы с коллегой Еленой Степаненко с 1990 года вдвоём идём по жизни, шагаем нога в ногу, – подчёркнуто добавляет. – Из монтёров пути нас переводили в сигналисты, а затем – обратно. Она ушла на переезд, и я за ней – прицепом. Коллектив у нас сложился хороший, дружим, общаемся. Зинаида Савохина трудится здесь уже 10 лет, Алевтина Звонарёва – четвёртый год. Если вдруг что-то случается, кто бы ни дежурил, позвонят – в любое время дня и ночи встану и поспешу на помощь, я такой человек.
Без взаимовыручки в их деле никуда. Интенсивное движение на железнодорожном переезде 249 км перегона Патриаршая – Сенцово не замирает ни на минуту. Нередко здесь увидишь уборочные комбайны и другую крупногабаритную сельскохозяйственную технику. Всегда всё ладно да гладко не обходится. Ирина Стрельникова может рассказать немало историй из своей практики:
– Всех случаев и не упомнишь… Елена Степаненко останавливала поезд, когда заглохла машина на переезде, а в мою смену автомобиль даже перевернулся и встал на путь.
И тогда, в 2012 году, справилась с нештатной ситуацией, заслужив первый знак «За безопасность движения». Поощрений на её трудовом пути было немало – благодарностей от начальника Юго-Восточной дирекции инфраструктуры и руководства Липецкой дистанции пути. Награды получать, безусловно, приятно, но не ради них вкладывает душу в своё дело. Больно смотреть, с её слов, как на переезде лихачат не только молодые, но и люди преклонного возраста:
– Останавливаем, проводим беседы с водителями. Каждый четверг – обязательно инструктаж, но можем и в любой другой день подойти. Когда говоришь им, что нужно дорожить своей жизнью, это одно, а когда объясняешь, что за нарушение правил проезда через железнодорожный переезд в первый раз – штраф тысяча руб., а во второй – лишение прав на полгода, уже совсем другое дело. Наказание рублём действует лучше.
Не проторённая дорожка по родительским стопам привела Ирину Стрельникову на дорогу. Говорит, дело случая. Поменять хлопоты разнорабочей липецкого колхоза имени Кирова на нелёгкие будни стальной магистрали как-то предложил дорожный мастер. Перешла, долго не раздумывая. Семейная жизнь не заладилась. Получилось так, что выбрала не семью, а железную дорогу, осталась с двумя детьми на руках. В октябре будет уже два года, как оформила пенсию, однако уходить не торопится, поясняя:
– Приработалась я здесь за 28 лет. Живём рядом с переездом, буквально в 200 м. Поезд затормозил, а у нас уже ушки на макушке: что же там такое случилось? Настолько нам близкой стала железная дорога, это своё…
Недавно Ирину Стрельникову пытались переманить на новое место работы, так дома собрался семейный совет. Хотя и обсуждать особо было нечего, даже трёхлетнему внуку решение казалось очевидным: «Бабушка, а куда же я буду приходить?» Он здесь с молоком матери усвоил: раз звенит, значит, идёт поезд. Осталась, конечно.
В липецком селе Новодмитриевка старенький, но крепкий домик в обрамлении роз и лилий – лицо хозяйки. Как и переезд, который заботливыми женскими руками содержится в порядке. Не только за эстетику – за безопасность движения здесь тоже можно быть спокойным. Такой она человек.
Автор: Галина Мостипан