Знания, помноженные на опыт Вперёд

Знания, помноженные на опыт

Сергей Стрельников, осмотрщик-ремонтник

Только за последний год осмотрщик-ремонтник ВЧДЭ Казинка Сергей Стрельников обнаружил 44 трудновыявляемых дефекта

Именно этот период принимался во внимание комиссией по присуждению ежегодной премии имени И.И. Лысенко. Лауреатом мог стать работник Юго-Восточной магистрали, преуспевший в деле обеспечения безопасности движения поездов. В этом году выбор пал на Сергея Стрельникова.

Ярким светом, под шум аплодисментов встречала посланца ВЧДЭ Казинка сцена воронежского Дворца культуры железнодорожников. В торжественной церемонии награждения он на первых ролях, оттого волной захлестнули эмоции, с трудом подбираются слова:
– Грандиозно и незабываемо было получить диплом лауреата из рук родственника Ивана Ивановича.
Само собой, благодарит за признание, заверяет, что не подведёт и впредь, приложит все усилия, чтобы брак не прошёл. Человеческий фактор, он ведь, как показала жизнь, куда важней КТСМов и ПОНАБов. Настоящие приборы безопасности в головах установлены, они самые всевидящие и всезнающие.
Три трещины в боковых рамах, два сдвига буксового узла, ослабление торцевого крепления, шесть трещин автосцепок, обрыв нижней полосы тягового хомута, 26 изломов пружин, отсутствие валика подвески тормозного башмака, – ни одна из этих грозящих бедой «болезней» не ускользнула от зоркого глаза и чуткого слуха. Счёт 44:0 в пользу настоящего профессионала.
Если бы за каждую опасную «находку» рисовали звёздочку, его многолетний трудовой путь вылился бы в путь … Млечный. Жаль, не присущи вагонникам традиции военных лётчиков, однако сравнение не зря приходит на ум: за каждым не пропущенным дефектом – спасённые человеческие жизни, спокойный и размеренный, не омрачённый экстримом, рабочий ритм магистрали.
А что до традиций, так в многотысячной семье юговосточников своих хватает. Бдительные да мастеровитые всегда в чести, потому и денежных премий у Сергея Стрельникова немало, и высоких отличий магистрали достаёт: Благодарность начальника Юго-Восточной железной дороги в 2005 году, знак «За безопасность движения» в 2006-м. Дотянулся и до самой яркой звезды – премии имени бывшего заместителя начальника дороги – главного ревизора по безопасности движения Ивана Лысенко. Учреждена она была по завещанию супруга вдовой Тамарой Лысенко в 2011-м году, и с тех пор на торжественном собрании, посвящённом Дню железнодорожника, лауреата от души чествуют, вручая диплом с денежным вознаграждением. Выходит, не ошиблось руководство эксплуатационного вагонного депо Казинка с кандидатурой, достойней не сыскать, считает начальник ВЧДЭ Казинка Александр Аршинов:
– Зарекомендовал себя исполнительным работником, в совершенстве владеет передовыми методами осмотра, обеспечивая соблюдение ПТЭ, инструкций по безопасности движения. Познав все тонкости профессии, трудится с полной самоотдачей, обладает высоким чувством долга и ответственности.
Опережать коллег, замечая невидимое взору и неслышимое другими, что это – техническая грамотность или всё же талант? Сколько ни приходилось общаться с людьми этой профессии, все как один твердят, что тщательно осматривают поезда согласно технологическому процессу обработки. При этом основное внимание стараются обращать на наиболее опасные зоны, в которых поломки встречаются чаще всего. А может, Сергею Стрельникову просто везёт?
– Интуиция – знания, помноженные на опыт, – раскрывает секреты профессионального мастерства новоявленный лауреат, – пришёл к этому путём многолетней практики. Помнится, был у нас ревизор, который говорил: подхожу к вагону, прикладываю руку, и он сам рассказывает, какие в нём неисправности. Скорее всего, так и есть. Каждую деталь надо прощупать своими руками, узнать её вес, из чего состоит и как устроена.
Проверено на себе, начинал в сборочном цехе. Уже тогда понравилось что-то собирать и разбирать, видеть результат своего труда. А хорошие наставники, проработавшие по многу лет, некоторые ещё с советских времён, помогали постичь нюансы дела. Много знаний дал ныне покойный Анатолий Павлович Шаврин, но главным своим учителем считает старшего брата Олега Стрельникова, который, не скупясь, делился премудростями профессии осмотрщика-ремонтника. Усваивал, впитывал как губка, и теперь даже за незначительной неисправностью может разглядеть более глубокую. Но для этого, поясняет, надо провести логическую цепочку, знать, как устроен вагон и какие динамические нагрузки в нём происходят.
Мэтром вагонного досмотра, тем не менее, себя не считает, нисколько не стесняясь обращаться к коллегам нынешним. Если что-то непонятно, просто звонит и спрашивает.
Из телефонной трубки льётся на редкость грамотно поставленная речь. Когда из других клещами слова не вытащишь, мой собеседник ясно мыслит и излагает, не теряясь от неожиданных вопросов, откровенно говорит о тонкостях своей важной и ответственной работы. Словом, настоящая находка для журналиста.
Удивляться, собственно, нечему, окончил индустриально-педагогический факультет Липецкого государственного педагогического института:
– Учитель труда, так что я в своей колее: и труда хватает, и есть, кому показать и рассказать. Спрашиваете, что привлекает в профессии? Наверное, динамичность. Люблю, когда рядом всё движется, гремит-шумит, это очень интересно и сразу затягивает!
Своей стальная колея стала для Сергея Стрельникова не случайно. Мечту стать железнодорожником вынашивал и лелеял много раньше, чем пришёл слесарем по ремонту подвижного состава в 1999 году:
– В то время было очень тяжело устроиться на железнодорожный транспорт, в течение года ждал, когда появится местечко. Старший брат Олег уже давно работал в депо, так что решение продолжить династию было однозначным (бабушка по линии матери трудилась путевым обходчиком). Очень быстро стал старшим осмотрщиком-ремонтником в пункте подготовки вагонов к перевозкам.
На этой отметке карьерной лестницы решил остановиться. Желания подниматься по ней выше нет, просто нашёл своё – любимую работу, которую знает до подробностей и хочет делать дальше.
Боевое крещение получил практически сразу же по выходу на парк, первый кричащий дефект на его счету – разрушение буксового узла. Взгляд зацепился за разорванную смотровую крышку, вскрыл буксу, а оттуда вывалилась гайка. Это событие подстегнуло интерес «новобранца». Сколько перевидал, поставил заслон вагонным неполадкам потом! Но когда речь заходит о самых запоминающихся случаях, рассказывает об одном:
– Однажды моё внимание привлёк вагон, в котором, казалось бы, все параметры были в норме. Но что-то же подсказало, заставило пройти его три раза! С первого взгляда – ничего, со второго – тоже. Осмотрел повнимательнее и обнаружил обрыв тягового хомута с выпадением упорной плиты.
На отсутствие работы, говорит, жаловаться не приходиться. Как-то с напарником Сергеем Морсковым включили навигатор, так он выдал ни много, ни мало – 14 км за смену! И это не по накатанной дорожке, а вдоль поездов, где глаз да глаз нужен. Мало того, что всё время на ногах, ещё надо каждому вагону и не по одному разу поклониться. По самым скромным подсчётам, обслуживают 8-10 разборок, а в каждом составе в среднем 70 вагонов. Дождь, снег, гололёд и прочие капризы погоды на временной норматив повлиять не могут, поезда должны ходить строго по графику.
На предложение выступить с газетной трибуны с рекомендациями по усовершенствованию столь нелёгкого труда, отвечает:
– Недавно довелось участвовать в конкурсе профессионального мастерства в Кочетовке. Вышел на парк – он весь уложен плиточкой. Хорошие дороги для нас основное, главное, чтоб было ровно и светло, фонарик и молоток в руках, больше осмотрщику ничего и не надо.
Кроме тренированных ног, по словам моего героя, как воздух необходимы стремление к познанию нового и желание трудиться не за страх, а за совесть. Железная дорога в долгу не остаётся – начисляет баллы за безаварийную работу, поощряет премиями, да и в целом формирует отношение к человеку труда, повышает его общественный статус.
А, кроме работы, есть семья. Говорят, отдых – это смена видов деятельности. Так вот, наш герой находит приложение своих сил за рамками смен, помогая брату построить свой дом. Возведённый руками железнодорожников Стрельниковых, получится он крепким на века, даже сомневаться не приходится.
Автор: Галина Мостипан