Двойная автоматика Восточно-Сибирский путь

Двойная автоматика

Сергей Лавринович, машинист эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ

Машинист Сергей Лавринович оперативно обнаружил неисправность и предотвратил ЧП на скоростном участке магистрали

Сработавшие устройства сигнализации, централизации и блокировки вовремя предупредили локомотивную бригаду о малозаметной поломке пути, а безупречные действия машиниста позволили в непростых условиях оперативно найти неисправность.   

Красная точка
Это случилось в октябре прошлого года. Холодным осенним вечером Сергей Лавринович вместе с помощником машиниста Михаилом Фёдоровым вёл грузовой поезд по перегону Челутай – Илька. Последние вагоны состава уже попрощались с выходными стрелками «угольной» станции, а перед электровозом длинной нитью лежал прямой участок пути.

Внезапно в полумраке локомотивная бригада заметила загоревшийся жёлтым напольный светофор. У машиниста этот предупреждающий сигнал вызвал лёгкое удивление: впереди никого из коллег уже давно видно не было, а сам перегон просматривался из кабины локомотива на несколько километров вперёд. Скрытым оставался лишь небольшой участок за невысоким пригорком. Прямо перед ним желтый свет устройства сигнализации сменился красным.

– Мы остановили состав в девяти километрах от станции Челутай. Я сразу же вышел на связь с дежурным, чтобы сообщить о своих действиях и заодно выяснить причину, по которой загорелся красный сигнал. На перегоне было очень тихо, что говорило об отсутствии других поездов. Это подтвердили и движенцы через несколько минут. Далее последовала команда выполнять регламент «Красная точка», – рассказывает Сергей Лавринович.

В таких ситуациях установлен следующий порядок действий: локомотивная бригада останавливает состав перед «красной точкой», а затем продолжает медленное движение, ориентируясь на сигналы напольных светофоров и устройств сигнализации, находящихся в кабине локомотива.

Со скоростью не более 20 км/ч Сергей Лавринович проехал несколько сотен метров, пока  показатели светофоров не изменились. Но заметить что-то необычное из кабины электровоза ему не удалось, поэтому машинист вновь остановил состав и вместе с помощником вышел из локомотива, чтобы произвести визуальный осмотр пути.
– В сумерках мне показалось, что на рельсе, который остался позади состава, мелом начерчена очень тонкая линия. Подойдя поближе, я увидел, что это совсем не какой-то штрих, а самый настоящий излом. Рельсовая плеть лопнула по всей плоскости, а толщина зазора составляла почти три миллиметра, – вспоминает машинист.

Выявив неисправность, Сергей Лавринович вновь чётко последовал должностным инструкциям. Уже через несколько минут все службы и предприятия, которым предстояло оперативно исправить ситуацию, имели у себя детальные фотографии и подробное описание поломки с указанием всех необходимых координат, которое составил машинист.

Отцовский рассказ
Движение по повреждённому пути перегона Челутай – Илька возобновилось довольно быстро. К этому моменту состав, ведомый Сергеем Лавриновичем, уже приближался к границе с Забайкальской железной дорогой. А через несколько часов завершилась и сама поездка локомотивной бригады, которую сами машинисты посчитали напряжённой, но никак не выделяющейся из череды многих других.

А вот на последующем планёрном совещании в эксплуатационном локомотивном депо Улан-Удэ действия Сергея Лавриновича получили заслуженную положительную оценку. Согласно общему мнению, именно благодаря чётким и последовательным действиям машиниста серьёзная неисправность пути не повлекла за собой никаких последствий. 
– К чему может привести излом пути, лишний раз говорить не приходится. В этом же случае не только вовремя сработали устройства СЦБ, но и автоматика действий машиниста была на высоком уровне. Локомотивная бригада продемонстрировала наглядный пример того, как нужно справляться с нестандартными ситуациями, – говорит машинист-инструктор ТЧЭ-7 Александр Вологдин. 

Случай, который произошёл в октябре, обсуждался и на итоговом семинаре общественных инспекторов Улан-Удэнского региона. Профессиональная компетентность Лавриновича была высоко оценена теми, кто на общественных началах выявляет замечания в вопросах безопасности движения поездов.

Сам же Сергей хоть и не является общественным инспектором, но хорошее знание должностных инструкций действительно можно назвать его сильной стороной. Не случайно несколько лет назад машинист становился лучшим в деповском тестировании на знание ПТЭ, которое проходило в рамках конкурса «Лучший по профессии».
Однако, как признаётся Сергей Лавринович, многое в его работе определяют не только теоретические знания, но и производственный и даже жизненный опыт. К примеру, правильно и быстро сориентироваться в ситуации на перегоне Челутай – Илька помогли советы отца-машиниста.

– Отец, который проехал за контроллером локомотива гораздо больше моего, порой рассказывал о похожих случаях. Внезапный жёлтый, говорил он, часто предупреждает, что впереди тебя ждёт неисправность пути. Поэтому я всегда стараюсь быть максимально осторожным в таких ситуациях и чётко следовать инструкциям. Цена ошибки очень велика, – отмечает машинист.

Спешить, чтобы оставаться на месте
Железнодорожная династия Лавриновичей насчитывает уже пять поколений. В четырёх случаях носители этой фамилии были машинистами, а в одном – слесарем по ремонту паровозов. Младший же член семьи локомотивщиков на магистраль пришёл, видя перед глазами пример отца.

Виктор Валентинович в депо Улан-Удэ отработал почти четверть века, на протяжении которых справедливо считался особо ценным кадром. Несколько раз в поездки опытнейший машинист брал с собой сына, который уже с ранних лет проникся интересом к подвижному составу.

Отработав пару лет помощником, Сергей успешно отучился на машиниста электровоза. В этой должности он почти семь лет, хотя уже с первых поездок молодому человеку пришлось сталкиваться с различными проблемами. То устройство КТСМ сработает, то ещё какая-нибудь малоприятная мелочь случится.

«Сергей Викторович, ты за три месяца работы собрал столько необычных случаев, сколько другие твои коллеги за пять лет не увидят», – с улыбкой поговаривал его первый машинист-инструктор Дмитрий Ремхин. Улыбался инструктор потому, что каждую проблему молодой машинист успешно решал, правильно действуя в нестандартных ситуациях.

Хотя, как признаётся сам Сергей Лавринович, принимать быстрые решения ему приходится не только на работе. Несмотря на напряжённый график поездок, машинист успевает активно заниматься спортом и разнообразно организовывать свой досуг. В таком ритме одно событие часто накладывается на другое, поэтому порой приходится выбирать только то, что больше всего по душе.

А вот чем машинист никогда не пренебрегает, так это самообразованием.  Сергей активно пользуется возможностью дистанционного обучения, чтобы поддерживать высокий уровень профессиональных знаний.

– Учиться я стараюсь не для галочки, а чтобы отложить в голове полученные знания. Всё вокруг изменяется с огромной скоростью, в том числе и в нашей профессии. Есть такое выражение: «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». Думаю, оно очень хорошо характеризует моё отношение к работе, – заключает потомственный машинист Сергей Лавринович.


Виталий Калашников
Фото автора
Автор: Виталий Калашников