Мастер плавной езды Железнодорожник Поволжья

Мастер плавной езды

Дмитрий Рузанов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское

Машинист Дмитрий Рузанов получил знак «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте»

В своей пассажирской колонне машинист Дмитрий Рузанов – единственный, кому удаётся работать без замечаний на протяжении последних трёх лет.  

Буквально на прошлой неделе, ведя состав в Саратов, опытный машинист избежал события по безопасности. Заметив запрещающий сигнал светофора там, где его не должно было быть, он применил экстренное торможение.

– На подъезде к станции Жасминная увидел, что входной сигнал горел красным, хотя никаких остановок не планировалось. Я применил экстренное торможение и доложил о случившемся всем причастным, – рассказывает Дмитрий Рузанов. – Позже выяснилось, сигнал загорелся из-за сбоя в работе систем автоматики и телемеханики. Если бы я этого не заметил, получил бы проезд запрещающего сигнала, что называется, на ровном месте. С первых дней в локомотивном хозяйстве понял: главное в нашем деле – это внимательность!      

С локомотивами Дмитрий Владимирович «подружился» во время учёбы в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта. Как-то раз его группа отправилась на экскурсию в депо Саратов-Пассажирское…

– Мы с мальчишками были в восторге! Нам разрешили зайти в кабину и дизельное помещение локомотива, – вспоминает железнодорожник. – Я увидел оборудование, о котором раньше только читал в учебниках. После этого желание постигать профессию машиниста стало ещё сильнее. 

В юные годы специальные предметы нравились Дмитрию больше школьных. Ко всему, что связано с железной дорогой, он проявлял усердие и окончил техникум с красным дипломом. Затем Рузанова по распределению направили в эксплуатационное локомотивное депо Сенная. Там он проработал несколько месяцев и получил целевое направление в Самарский государственный университет путей сообщения. Спустя пять лет специалист высшей пробы вернулся в депо Саратов-Пассажирское, где трудится и сегодня.

В техникуме и университете Рузанову дали хорошие теоретические знания, а практические – в депо. За них он до сих пор благодарит наставников Сергея Петкилёва и Михаила Шандара. Теперь вчерашний ученик и сам превратился в учителя. Дмитрий Владимирович охотно делится опытом с молодёжью. Как признался основной помощник Рузанова Владимир Емелин, работать рядом с таким профессионалом – одно удовольствие. 

– Хотя послаблений он не даёт. Очень ответственный человек, который любит свою профессию и старается не допускать ошибок, – говорит Володя. –  Если что-то не понимаю, всегда всё объяснит, подскажет. Знания, полученные мною в техникуме, значительно обогатились благодаря Дмитрию Владимировичу. Я узнал много нового об устройстве электровоза и особенностях работы в локомотивном хозяйстве. Теперь подумываю стать машинистом.

Сам Дмитрий Рузанов получил «корочки» машиниста в 2007-м и всего год спустя победил в дорожном конкурсе профмастерства, став одним из лучших на Приволжской. Вскоре подтвердить статус профессионала пришлось на практике. Ведя пассажирский поезд, бдительный машинист заметил угрозу без-опасности движения. Примечательно, что опасность таилась не на путях, а значительно выше!

– Вдалеке свисала струнка контактного провода, – поясняет наш герой. – Если бы не увидел её, токоприёмник напоролся бы на негабарит. 

Мгновенно сориентировавшись, машинист решил опустить токоприёмник и проскочить опасный участок на ходу. Благодаря оперативным действиям Рузанова аварии удалось избежать. 

По итогам 2017-го Дмитрий Владимирович стал «Лучшим по профессии на железнодорожном транспорте». Соответствующее удостоверение ему вручат в ближайшие дни. 
– Честно говоря, не ожидал присвоения этого звания, – признаётся Дмитрий Владимирович. – Хотя приятно осознавать, что мой труд ценят. 

Как отметил машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское по тормозам Алексей Зубков, почётную награду его подопечный получил не случайно.

– Дмитрий Рузанов – один из немногих машинистов в нашем депо, который за последние три года не допустил ни одного события в системе АСУ-НБД, ведущей автоматизированный учёт и анализ нарушений безопасности движения поездов, – подчёркивает Зубков. – Когда система фиксирует событие, машинист приходит ко мне на разбор. 

Поэтому встречи Зубкова и Рузанова крайне редки. Машинист-инструктор видит нашего героя лишь на общих занятиях. 

– Он всегда задаёт много вопросов. Сразу заметно, что человек стремится к профессиональному самосовершенствованию, тянется к новым знаниям, – продолжает Алексей Зубков.

По словам специалиста, в маневровом и грузовом видах движения продолжительная работа без замечаний не редкость – в отличие от пассажирской колонны. Ведь к более высоким скоростям и жёсткому графику добавляется ответственность за пассажиров, которые, кстати, нередко говорят нашему герою спасибо за плавную езду.

– Обычно пассажиры благодарят проводников за комфортное путешествие, а не машинистов, – замечает Рузанов. – Помню, как в Волгограде во время смены локомотивов ко мне подошли люди и поинтересовались, кто повезёт их дальше. Я сказал, что другая локомотивная бригада, которая отработает не хуже.

Один из профессиональных секретов успеха Дмитрия Владимировича заключается в тщательной приёмке локомотива. Своим помощникам он всегда говорит, что от того, насколько ответственно машинист относится к данной процедуре, зависит итог всей поездки.

– Приезжаю в депо заранее, чтобы получше осмотреть и принять электровоз, – делится опытом Рузанов. – Это необходимо, ведь я работаю в пассажирской колонне. От исправности локомотива зависит безопасность сотен пассажиров. Ещё один немаловажный фактор – грамотное управление автотормозами. Этому искусству машинисты учатся годами, так как в нашей работе много нюансов.
Автор: Алексей Шмалей