ГОЛОСУЙ
(Голосов: 1)
Переезд полон неожиданностей Забайкальская магистраль

Переезд полон неожиданностей

Валентина Левченко, дежурный по переезду

От зоркого взгляда Валентины Левченко не ускользнула опасная неисправность в движущемся составе, чреватая сходом вагона.

Всего несколько секунд было у дежурного по переезду на 6192-м км станции Чита-1 Валентины Левченко, чтобы разглядеть в проходящем грузовом поезде неисправность, угрожающую безопасности движения поездов.

18 января Валентина Зиновьевна, как обычно во время своего дневного дежурства, вышла встречать проходящий поезд. Грузовой состав шёл с запада. Опытный работник Читинской дистанции пути, как полагается, окинула быстрым внимательным взглядом весь состав, от пантографа электровоза до колёсных пар. Вдруг Валентина Зиновьевна заметила, что одна из тележек в вагоне в середине состава как-то странно идёт.

– Я обратила внимание на то, что тележка как будто плыла, – рассказывает Валентина Зиновьевна. – Когда вагон поравнялся с постом безопасности, я увидела, что странное движение тележки вызвано неравномерным прокатом одной колёсной пары. Скорее досчитала вагоны до конца состава. Набрала по рации дежурного по станции, сообщила о неисправности 14 вагона с хвоста поезда.

Её информацию дежурный по станции передал машинисту грузового поезда и оператору пункта технического обслуживания вагонов станции Чита-1.

Благодаря бдительности дежурного по переезду, удалось предотвратить последствия неисправности вагона, представлявшие явную угрозу движению поездов.

Это не единственный в 2018 году случай, когда Валентина Левченко сумела вовремя заметить неисправность в проходящем поезде. За четыре дня до этого события, также во время дневного дежурства, она обратила внимание на странный металлический лязг в проходящем поезде.

– Такой звук обычно бывает, когда вываливается валик подвески тормозного башмака, – пояснила Валентина Зиновьевна. – Подвеска падает вниз и стучит о детали тележки.

И опять опытный путеец действовала чётко по инструкции: оповестила о неисправности вагона дежурного по станции Чита-1 и оператора пункта технического обслуживания вагонов. Чутьё и на этот раз не подвело дежурного по переезду, его «диагноз» подтвердили работники ПТО.

– Такие случаи, к сожалению, в последнее время стали нередки, – заметила Валентина Левченко. – Почти каждый месяц я и мои коллеги по переезду останавливаем по этой причине проходящие поезда. А за 13 лет, что работаю на посту безопасности, уже и со счёту сбилась, сколько удалось обнаружить вагонов с «потерянными» валиками.

Более 30 лет Валентина Зиновьевна трудится на Забайкальской железной дороге. Начинала она доставщиком документов на станции Шилка. До этого окончила торговое училище в Шилке. Вот только когда получила диплом, девушка поняла, что душа её не лежит к торговле, не захотела она становиться за прилавок, решила попытать счастье на железнодорожном транспорте, пришла устраиваться на станцию. Ответственную девушку приняли, доверив ей важное дело – доставку поездной документации. Вот так, сама того не ведая, она начала железнодорожную династию в своей семье. Вслед за сестрой пошли учиться на машинистов двоюродные братья из Могочи, Сергей и Николай, а позже помощником машиниста стал племянник, Николай.

На станции Шилка её и приглядел будущий муж, Анатолий, машинист локомотивного депо Чита. Молодые люди познакомились, завязались отношения. Именно он и уговорил возлюбленную перевестись в областной центр, чтобы быть ближе друг к другу. Вот только на станции Чита-1 таких должностей уже не было. Но пара не унывала, и отправились на поиски свободных вакансий в дистанцию пути. Там молодой работнице предложили должность сигналиста.

– Если сложить все километры, которые мне пришлось пройти за 20 лет работы сигналистом, я, наверное, могла бы обогнуть весь земной шар, – смеётся Валентина Зиновьевна.

Действительно, километраж немалый, если учесть, что участок обслуживания – от станции Кадала до станции Дарасун, и каждый день сигналист вместе с операторами дефектоскопной тележки проходили по нему по 7-10 км. Сегодня эти пешие походы отзываются Валентине Зиновьевне болью в ногах.

– Но в молодости усталости не замечала, бодро бегала по перегонам, потому что работу свою любила, – говорит она. – К делу всегда подходила очень ответственно, понимала, что от меня зависела жизнь моих коллег, которые шли сзади с дефектоскопной тележкой. В те годы ещё не было рации, поэтому, как только увижу идущий навстречу поезд, изо всех сил свистела в сигнальный рожок, махала флажком. Лишь заметив, что оператор меня услышал, убрал тележку с пути, я успокаивалась.

К 2004 году Валентина Зиновьевна успела заочно окончить Читинский техникум железнодорожного транспорта по уже ставшей родной специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Учеба без отрыва от производства далась легко. Несмотря на то, что у Валентны Левченко подрастали маленькие дети: дочь, Настя, и сынок, Денис.

Так и дальше бы, может, трудилась в цехе дефектоскопии, если бы не оптимизация. Её ставку сократили, на время предложив вакансию рабочей по очистке стрелочных переводов. Валентина Зиновьевна работы не боялась, где бы ни трудилась, всегда к делу подходила вдумчиво, серьёзно.

Надёжного работника ценило руководство Читинской дистанции пути, поэтому, когда представилась возможность, Валентине предложили ответственную должность дежурного по переезду.

– Предложения этого поначалу испугалась, – признаётся Валентина Левченко, – Как же я буду уходить на ночные дежурства от маленького сына? Ведь он только пошёл в первый класс. Муж – машинист, вечно в поездках. Но подруга уговорила. Да и я сама не жалею, что почти 13 лет назад пришла на пост безопасности. Наверное, ещё и благодаря моей сменной работе Денис вырос очень самостоятельным и дисциплинированным.

Сегодня Валентина Зиновьевна уже и представить не может для себя другую работу. В отпуске скучает по сменам на переезде.

– А если едем на поезде в гости или на курорт, никогда не пропускаю посты безопасности, всегда подмечаю, как работают коллеги на других дорогах, – говорит она.

За неполные 13 лет работы чего только не случалось. Ведь железнодорожный переезд – это зона повышенной опасности. Дежурному нужно всегда быть начеку, как бы не проглядеть неисправности в проходящем поезде, да и за некоторыми водителями тоже глаз да глаз нужен.

Валентина Зиновьевна вспоминает случай, произошедший несколько лет назад, когда прямо на переезде заглох гружёный металлоломом автомобиль «Урал». А в это время с запад уже показался чётный поезд.
– Холодок прошёл по спине, – рассказывает Валентина Левченко. – Но я не растерялась – быстро выставила заграждение переезда, ещё дополнительно предупредила по рации машиниста поезда и дежурного по станции. А мужики бегают возле грузовика, от страха у них инструменты из рук валятся, машину с места сдвинуть не могут. Ещё ими успеваю руководить, подбадривать.

К счастью, справившись с паникой, водители смогли завести грузовую машину и благополучно покинули переезд. А поезд остановился в нескольких метрах от поста безопасности.

– Только когда «Урал» покинул железнодорожные пути, вздохнула с облегчением, а ведь до беды оставалось всего чуть-чуть, – замечает женщина.

Сегодня своим многолетним опытом безаварийной работы Валентина Зиновьевна щедро делится с коллегами. Она – мудрый наставник для молодых.

– Мне очень повезло, что моим наставником была Валентина Зиновьевна, – говорит теперь уже её коллега Майя Чащина. – Она всегда спокойная и доброжелательная, профессионально вводила меня в профессию, предостерегала от ненужных ошибок. Я многому у неё научилась, до сих в сложных рабочих моментах обращаюсь к ней за советом и считаю её примером добросовестного отношения к делу.

Сама же Валентина Зиновьевна никакого секрета из своей многолетней безаварийной работы не делает:

– Я своим молодым коллегам всегда говорю, что, заступая на пост безопасности, свои семейные проблемы вы должны оставить дома, полностью на 12 часов посвятить себя работе, быть предельно внимательными и собранными, не отвлекаться на разговоры по телефону, не увлекаться планшетами. Ведь от нас зависит безопасность движения поездов, и мы должны максимально чётко выполнять свои обязанности.

За проявленную бдительность Валентина Левченко не раз поощрялась руководством Читинской дистанции пути. А в прошлом году она получила благодарность от начальника Забайкальской дороги за выявленную неисправность, угрожающую безопасности движения поездов. Тогда от зоркого взгляда опытного путейца не ушла намотавшаяся на колёсную пару проволока.

– В этом году мы вновь ходатайствовали перед руководством Забайкальской дирекции инфраструктуры о поощрении Валентины Зиновьевны к Международному женскому дню, – говорит заместитель начальника Читинской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Ирина Фролова, – Сразу же после праздника она получила ощутимую премию за проявленную в этом году бдительность. Такие работники – честь и слава нашего предприятия. С неё нужно брать пример молодёжи, стремиться добиваться таких же высоких результатов в работе.

Но это на работе, а дома пример с любимой бабушки берет её внучка. Несмотря на совсем малый возраст, Веронике всего четыре года, девочка мечтает стать, как бабушка, дежурным по переезду. Она очень любит примерять бабушкину «желтуху» и, взяв в руки игрушечный флажок, выходить встречать поезд. Дети Валентины Зиновьевны и Анатолия Петровича, видя, как помногу работают папа с мамой, выбрали для себя «нежелезнодорожную» стезю. Кто знает, может быть, именно внучка продолжит династию Левченко, через несколько лет сменив свою бабушку на посту безопасности.
Автор: Ольга Стракович