Надёжнее техники Куйбышевский железнодорожник

Надёжнее техники

Ильдус Халимов, монтёр пути Аксаковской дистанции пути

Монтёр пути Ильдус Халимов разглядел дефект, обнаружить который не может даже дефектоскоп.

Герой нашей очередной публикации рубрики «Доска почёта» работает в Аксаковской дистанции пути. Он обнаружил в подошве крестовины на стрелочном переводе станции Шафраново трудновыявляемый дефект, который напрямую угрожал безопасности движения поездов. «Ильдус Абылнагимович – очень ответственный и аккуратный работник. Неслучайно его назначили путевым обходчиком. Выполняя свою работу, он уделяет большое внимание вопросам безопасности, внимательно следит за состоянием верхнего строения пути и особенно рельсов, – говорит о своём подчинённом дорожный мастер Ильдус Маликов. – Если есть малейшая потенциальная угроза движению, Ильдус Абылнагимович обязательно остановится и всё тщательно проверит». Именно так было и в дежурство, которое пришлось на новогодние праздники. Второго января Ильдус Халимов отправился в обход. На стрелочном переводе в границах станции Шафраново его внимание привлекла трещина в подошве крестовины. «Она была длиной сантиметров восемь, а шириной где-то в миллиметр, – вспоминает Ильдус. – Находилась в укромном месте, видимо, поэтому дефектоскоп и не смог её распознать». Как положено по инструкции, Ильдус тут же сообщил о выявленном дефекте бригадиру Сергею Овчинникову и дорожному мастеру Ильдусу Маликову, подробно обрисовал увиденную картину. Было принято решение – заменить крестовину. Для этого на несколько часов приостановили движение поездов по неисправному стрелочному переводу. «Это очень серьёзный дефект, который напрямую угрожал безопасности движения, – поясняет заместитель начальника Аксаковской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Тимур Садыков. – В случае дальнейшего развития трещина могла привести к излому крестовины непосред- ственно под проходящим поездом, а это гарантированный сход подвижного состава с непредсказуемыми последствиями». Надо сказать, что с подобным дефектом, который считается достаточно редко встречающимся, за свою карьеру Ильдус Халимов сталкивается во второй раз. В 2004 году он уже выявлял нарушение целостности крестовины. Дважды он оказывался в нужном месте и в нужное время, проявив бдительность и тем самым обеспечил безопасность движения поездов. Говорит Ильдус негромко и мало. Считает, что в его профессии главное – не слова, а дела. Серьёзный, собранный, требовательный к себе, Халимов понимает, что у путейца нет права на ошибку. За такой подход к делу и принципиальность его ценят коллеги и руководство. Выросший в сельской местности, он никогда не думал, что станет железнодорожником. После окончания школы, как и его родители, пришёл работать в совхоз. В конце 90-х, когда предприятие развалилось, пришлось переквалифицироваться в строители. Но и там были свои проблемы – постоянные задержки заработной платы, простои. «Пришлось задуматься о смене работы, – рассказывает наш герой. – Зашёл в отдел кадров Аксаковской дистанции пути, чтобы поинтересоваться вакансиями. Мне предложили должность монтёра пути, и я ответил согласием. Среди моих близких железнодорожников не было, поэтому о профессии я имел весьма скудное представление. Единственное, что понимал чётко – это то, что моя будущая работа будет связана с физическим трудом. Меня это не испугало и не остановило. Ведь в деревне тоже тяжело, так что закалка у меня была с детства». Поначалу Ильдус даже не задумывался, надолго ли он останется на магистрали, главной для него тогда была возможность заработка. А железнодорожная отрасль в то время была одной из немногих, способной гарантировать стабильность и уверенность в завтрашнем дне. «Буквально с первых дней появилось ощущение того, что ты постоянно востребован, что и через месяц, и через два будет работа. Это самое главное», – говорит железнодорожник. Он с благодарностью вспоминает своего наставника, Фаниса Ахмидуллина, который в первый же рабочий день взял его с собой на обход и подробно, но в то же время очень доступно, объяснил, на что нужно обращать особое внимание. Профессия Ильдуса – одна из самых массовых на железной дороге. Она требует силы, выдержки, определённых навыков и знаний. Чтобы ремонтировать пути, надо хорошо разбираться в способах укладки шпал и рельсов, уметь закреплять их, выполнять множество различных операций. «Устраняем зазоры между рельсами, подтягиваем гайки, меняем пришедшие в непригодность шпалы, выправляем ширину колеи, регулируем стрелки», – перечисляет он свои обязанности. Обслуживаемая территория околотка, где трудится Ильдус – с 82 по 85-й перегоны станции Шафраново. Ходить приходится много. Но это не самое трудное, по мнению Халимова. То ли дело с инструментом поработать, тяжёлой кувалдой помахать. А ещё в жару, холод, в снег и в дождь уложиться с ремонтом важно в обозначенные сроки. «Мы выполняем серьёзную задачу – обеспечиваем безопасность движения поездов, – говорит Ильдус. – Поэтому случайные люди у нас не задерживаются. Профессиональная подготовка коллектива и умелая организация труда – надёжная база для решения поставленных задач». У него самого – третий разряд. Это свидетельство того, что наш герой действительно хорошо проявляет себя на практике и отлично знает теорию. После работы Ильдус спешит домой. У них с женой Альбиной, воспитательницей школы-интерната, большое хозяйство – две коровы, бычок, телята, куры, гуси, утки... Все они требуют ежедневного ухода и заботы. «К этому мы с детства приучены, поэтому всё доведено практически до автоматизма, – говорит Ильдус. – Рано утром нужно быть на ногах, чтобы до работы успеть сделать все важные дела: накормить скотину, вычистить сараи, где она содержится. Вечером – то же самое. Так что скучать нам некогда». А ещё большая семья Халимовых занимается обустройством нового дома, который глава семьи построил собственными руками. «Пригодился опыт, который я получил, работая в юности на стройке, – делится Ильдус. – С тонкостям отделочных работ мне раньше сталкиваться не приходилось, к тому же в последнее время появилось много новых материалов. В этом случае помог интернет, где выложена масса всевозможных мастер-классов».
Автор: Светлана Мяченкова