Талант, помноженный на мастерство Транссиб

Талант, помноженный на мастерство

Борис Коновалов, машинист электропоезда моторвагонного депо Новосибирск

Машинист электропоезда моторвагонного депо Новосибирск Борис Коновалов награжден знаком «Заслуженный работник транспорта Новосибирской области» за, без преувеличения, абсолютную надежность в работе.

Знаком «Заслуженный работник транспорта Новосибирской области» машинист электропоезда моторвагонного депо Новосибирск Борис Коновалов был награжден в конце прошлого года. Тем самым в очередной раз было подтверждено его мастерство и способность принимать верные решения в считанные секунды.

Сам Борис Коновалов рассказывает о своей жизни и выборе профессии, как о чем-то обычном. Говорит, что его выбор был естественным – его отец, почетный железнодорожник Иван Коновалов, всю жизнь проработал на Новосибирском электровозоремонтном заводе. Знак «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» есть уже и в профессиональном активе сына. Скромность и спокойствие Бориса Ивановича говорят, что перед тобой – настоящий мастер своего дела.

Ту осеннюю поездку 2016 года Борис Коновалов до сих пор помнит до самых последних мелочей. На перегоне между станциями Чулымская и Дупленская велись ремонтные работы, был открыт всего один путь, по которому шли и грузовые поезда, и электропоезда.

– Возле станции Дупленская было ремонтное «окно», – вспоминает машинист. – Впереди меня шел грузовой состав по нечетной горловине. Как сейчас помню – он проследовал на 3-й путь. И тут я замечаю, что секционный разъединитель контактной сети, который находился прямо по курсу моего движения, выглядит, мягко говоря, ненормально. Там был изолированный стык, и сразу в глаза бросается, что этот разъединитель попросту развалился. Я буквально в какие-то мгновения принимаю решение – остановить поезд и опустить все пять токоприемников на электропоезде. Привожу ручку контроллера в экстренное торможение и, после остановки, выбегаю осмотреть аварийное место.

В течение нескольких секунд Борис Иванович оценил обстановку и доложил о происшествии дежурному по станции. После комплексного осмотра стыка, был сделан вывод, что движение можно продолжить, но очень аккуратно, на маленькой скорости и всего с одним поднятым токоприемником. Так Коновалов и сделал. А когда миновал опасное место, снова поднял все токоприемники и продолжил поездку в штатном режиме. Что же касается возможных последствий того, что он мог бы не обратить внимание на неисправный секционный разъединитель, то можно с уверенностью сказать – действия машиниста не только сохранили вверенный ему подвижной состав исправным, но и предотвратили, при самом неблагоприятном исходе ситуации, возможную многочасовую задержку движения поездов. Даже далекий от железной дороги человек вполне способен представить, чем могут обернуться несколько часов вынужденного простоя в период ограниченной пропускной способности перегона из-за проведения ремонтных «окон» в непрерывном цикле перевозочного процесса на стальной магистрали.

В Борисе Коновалове, как это признают и в его семье, и в рабочем коллективе, успешно сочетается опыт, профессиональная сноровка и стремление помочь и на словах, и на деле своему товарищу. Можно сказать, что он четко действует в любой нестандартной ситуации как на производстве, так и в быту.

Коллеги отмечают, что у Коновалова для любого человека найдется слово поддержки. Когда слушаешь, как он, не спеша, по-доброму рассуждает, все конфликтные ситуации и проблемы решаются сами собой. Как пел Высоцкий: «Не услышишь от него худого слова!». Все у него выходит размеренно и без изъянов, а потому работать с ним одно удовольствие – знаешь, что ничего плохого не произойдет, он всякое ЧП сумеет предвидеть и предотвратить. В работе Борис Иванович сверхнадежен. В любой ситуации на него можно положиться, и все знают, что он не подведет. Если надо помочь, он первый предложит поддержку, даже звать не нужно. Так что всем железнодорожникам можно пожелать, чтобы и у них на предприятии были такие коллеги и друзья.

– Железнодорожная карьера у меня, наверное, типичная для большинства работников нашего моторвагонного депо, – говорит Борис Коновалов. – Закончил обычную городскую школу в Новосибирске, после чего в 1983 году поступил в профессиональное училище № 10, ныне это Новосибирский колледж транспортных технологий имени известного паровозника Николая Лунина. Обучался в нем полтора года на помощника машиниста. Особенно нравился предмет «Автотормоза». Вел его очень грамотный и знающий преподаватель Владимир Иванович Волков. Он и сейчас там преподает, в том же качестве. Еще хорошо помню, какая в училище была дисциплина: каждое утро построение, проверка прически, стрелок на брюках и чистоты обуви. Нам мастер производственного обучения еще тогда внушил, что дисциплина – это душа любого серьезного дела, без нее самые передовые идеи могут оказаться нереализованными фантазиями. Так что каждый из нас прекрасно понимал, в каких условиях ему предстоит работать в дальнейшем. Окончив училище я, естественно, пришел устраиваться в Новосибирское локомотивное депо. Потом два года армии, и – снова депо. Так с 1987 года здесь и работаю, уже более 30 лет. Самое главное, что своей работой и коллективом очень доволен.

В ходе завязавшейся беседы Борис Иванович рассказал о своем профессиональном становлении в качестве помощника машиниста после возвращения со срочной службы. Были у него друзья-наставники: Сергей Щегольков и Александр Кулагин. Именно они привили начинающему железнодорожнику основные принципы работы на электропоезде: бережное отношение к людям и технике, понимание того, что в работе машиниста локомотива мелочей не бывает – важны все детали. Постепенно молодой локомотивщик набрался необходимого опыта в поездной пассажирской работе. Освоил все возможные маршруты электропоездов из Новосибирска: на восток, и на юг, в сторону Кузбасса, и на запад: Чулым, Каргат, Барабинск. К середине 90-х годов – он уже вполне состоявшийся машинист электропоезда, способный не только учиться, но и учить других – пример для молодого поколения локомотивщиков.

Наверняка, у всякого человека, который хоть раз пообщался бы с Борисом Коноваловым, возникнет невольное ощущение доверия к этому человеку. Видимо, не зря коллеги по депо говорят о нем очень лаконично, и в то же время сердечно: «Борис Иванович прост, надежен и эффективен, как автомат Калашникова!». Пожалуй, эта лучшая похвала, которую мне приходилось слышать.
Автор: Роман Сидоров