Букса без крышки Волжская магистраль

Букса без крышки

Ильшат Сабирзянов, машинист моторвагонного депо Казань

Машинист электрички заметил серьёзную неисправность в грузовом поезде.

Мартовским утром Ильшат Сабирзянов вёл электропоезд из удмуртского Кизнера в Казань. Маршрут этот в зоне обслуживания моторвагонного депо Казань самый длинный – почти 200 км.

Обычно больше всего народу садится в эту электричку в Арске – это последний город перед Казанью. Станция принимала на боковой путь: на главном под обгон был поставлен грузовой поезд. Сабирзянов, как положено, сбросил скорость перед стрелкой, от которой уходил с главного пути. К платформе подходил на 40 км/ч.

Справа замелькали грузовые вагоны. «Бросил на них взгляд на долю секунды. Когда подходишь к такой станции, в зоне внимания должно быть всё: и сигнал, и путь впереди – нет ли на нём людей, и платформа с пассажирами. Но успел заметить что-то неладное в ходовой части в вагонах грузового поезда: тянется ровный ряд чёрных крышек букс, а в одном месте кружок не чёрный, а белый. Подумал: наверное, снег. Ну хорошо, поезд стоит, есть время спокойно сообщить коллегам о своих опасениях», – вспоминает машинист.

Время – это всего пара минут, отведённых на остановку электрички в Арске. Пока шла посадка пассажиров, Ильшат вызвал по рации дежурного по станции и машиниста грузового поезда: примерно 20-й вагон от головы – проверьте: там не видно крышки буксы.

Отсутствие этой детали грозило самыми тяжёлыми последствиями. Букса – это узел, дающий возможность колёсной паре двигаться, а вагону – на неё опираться. Если на буксе нет крышки – значит вытекла смазка, и вокруг подшипников – налетевший в пути мусор, пыль. Несколько десятков минут движения – и подшипники перетирают эту грязь, а узел начинает разрушаться.

Помощник машиниста грузового сразу отправился осматривать подозрительный вагон. Опасения подтвердились: крышки буксы не было, дальше идти поезду нельзя. Когда на место вызвали вагонников, электричка Сабирзянова была уже в нескольких километрах от Арска.

Прежде такая неисправность Ильшату Сабирзянову не встречалась, но он помнит: об этом редком дефекте рассказывали в железнодорожном техникуме в далёких уже 1990-х и на тех­учёбах. А к поездам на участке от Казани в сторону Кизнера он приглядывается всегда, как и многие другие машинисты. Обычно возможность видеть проходящий поезд есть у дежурных по переездам, а здесь на нескольких перегонах будки дежурных расположены с одной стороны линии, поэтому с другой поезд в пути никто из работников дороги не видит. С той стороны и слетела крышка буксы у грузового поезда.

Когда Ильшат был ещё помощником машиниста, его первый машинист Зуфар Сабитов наставлял молодого локомотивщика: надо быть внимательным ко всему, замечать как можно больше. Водили они тогда старенький электропоезд ЭР9Е от Казани до Канаша. Сабитов был строг, подолгу объяснял перед рейсом особенности электросхемы состава и её работу.

Уроки не прошли даром. Спустя несколько лет Ильшат удостоился звания лучшего помощника машиниста электропоезда Горьковской дороги. А в 2009 году его локомотивной бригаде доверили водить между Татарстаном и Удмуртией новый поезд ЭД9М, который назвали в честь погибшего на войне татарского лётчика Фардетдина Сахабетдинова. Электропоезд «Батыр Фардетдин» и сегодня возит пассажиров между Казанью и Кизнером, только Ильшат Сабирзянов уже не помощник, а машинист.

«Это настоящий профессионал, внимательный, прекрасно знающий технику, умеющий общаться с пассажирами», – характеризует его машинист-инструктор Игорь Мочкарин.

За внимательность, благодаря которой грузовой поезд не потерпел аварию, руководство моторвагонного депо Казань представило Ильшата Сабирзянова к награде.
Автор: Николай Морохин