Диагноз по зеркалу рельса Восточно-Сибирский путь

Диагноз по зеркалу рельса

Константин Яковлев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ

Машинист мотовоза из Улан-Удэ Константин Яковлев предотвратил беду, которую мог принести неисправный поезд.

В то воскресное утро экипаж был направлен на доставку железобетонных шпал, рельсов и скреплений бригаде Улан-Удэнской дистанции пути, задействованной на 5626-м км Транссибирской магистрали.

Сразу же по прибытии на станцию Мостовой мотовоз, управляемый Константином и его помощником Сергеем Галеевым, был определён на тупиковый путь. Настроение у обоих как всегда было рабочее.

– Ожидая «зелёный», мы пропустили электропоезд и несколько грузовых поездов, – пояснил Константин. – И вот-вот должны были выдвигаться на предстоящее технологическое «окно». Но ни через час, ни через два выехать не удалось. Путь заблокировал грузовой поезд, сделавший экстренную остановку на перегоне.

Не было бы в этом ничего неординарного, если бы не одно обстоятельство: инициатором экстренной остановки стал никто иной, как Яковлев.

– В тот раз, – вспоминает машинист, – я действовал, как и положено по регламенту. Обращал внимание на поезда попутного и встречного направления. Эта привычка въелась в характер. Так же поступил и при приближении грузового поезда под №2082, следующего по главному пути.

Когда состав достиг пределов станции Мостовой, Константин сразу же сконцентрировал внимание на электровозе. Бросил взгляд на ходовую. Бегло скользнул по колёсам. И только намеревался перенацелиться на вагоны, как ему показалось, будто в месте соприкосновения колеса восьмой по счёту колёсной пары второй секции электровоза с зеркалом рельса что-то сверкнуло.

Разглядывая это «что-то», Константин слегка подался вперёд, не отрывая взгляд от колеса. И когда расстояние до электровоза сократилось до нескольких десятков метров, увидел: колесо неподвижно, а из-под него вылетают искры.

– Кажется, колесную пару заклинило, – вырвалось у машиниста, и его рука потянулась к трубке радиостанции.

Ровно в 2 часа 39 минут по московскому времени информация о заклинивании колёсной пары ушла от него дежурному по станции Мостовой. А через несколько секунд аналогичное сообщение получил по рации ничего не подозревавший о наличии неисправности в управляемом им локомотиве машинист проследовавшего поезда.

Детали того случая отложились в голове Константина так чётко, словно всё произошло вчера. В глазах до сих пор стоит находящийся в составе поезда и следующий сразу же за локомотивом вагон сопровождения: из трубы у него вился дым. Что красноречиво свидетельствовало о том, что в нём ехали люди.

– В моей практике ничего подобного никогда не случалось, – говорит собеседник.

Хотя работе на Восточно-Сибирской он отдал больше двадцати лет...

– Проявив профессиональную бдительность, Константин Алексеевич избавил железную дорогу от возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, – кратко прокомментировал действия своего подчинённого начальник Улан-Удэнского производственного участка Иркутской механизированной дистанции инфраструктуры Восточной дирекции по эксплуатации путевой техники Михаил Дорофеев. – Подобные неисправности способствуют разрушению колеса, могут повредить стрелочный перевод на станции и, как результат, привести к сходу вагонов и даже крушению поезда. Свои обязанности Константин Алексеевич выполняет всегда с должной ответственностью. И в этот раз он подтвердил свой высокий профессионализм.

Как рассказывают в коллективе, Константин Яковлев регулярно обнаруживает несоответствия в технологических процессах на дороге. На его счету выявленные неисправности в тормозной системе грузовых вагонов, элементах рессорного подвешивания, устройствах СЦБ, верхнем строении пути. Недавно на станции Улан-Удэ обнаружил оборванное заземление опоры контактной сети.

Машина, вверенная ему, готова к выходу на путь в любое время суток. Как и сам машинист. Не вызывает нареканий состояние машины и во время комиссионных осмотров.

Добрых отзывов заслужил он от персонала Улан-Удэнской дистанции пути, по заявке которой выполняет поездки, связанные с проведением текущего обслуживания участков пути. К месту предстоящих работ путейцев доставляет материалы верхнего строения и инструменты. И не было такого, чтобы в управляемой им машине что-то вышло из строя.

Немало сделано им и для подготовки кадров. Как наставник обучает стажёров. Те, кому передал он свой опыт, стали хорошими машинистами. Обкатывал и своего нынешнего напарника Сергея Галеева – и доволен его отличной работой.

О высоком профессионализме Константина говорит и то, что он был участником дорожного этапа проводимого в ДПМ конкурса «Лучший машинист ССПС».

Автомотрисой Константин управляет уже десяти лет. На железную дорогу пошёл по совету отца. Обучался на помощника машиниста в Улан-Удэнском СПТУ. Получив права, поступил в Улан-Удэнское локомотивное депо, где до него трудился отец. Водил поезда от Улан-Удэ до станций Слюдянка, Хилок и обратно.

Старший Яковлев посвятил дороге 30 лет в качестве машиниста грузового и пассажирского движения. Случалось, обнаруживал в пути следования изломы рельсов. Не однажды предотвращал наезды на крупный рогатый скот. Портрет его висел в депо на Доске почёта. Отправляясь в рейс на ближние расстояния в дни школьных каникул, зачастую брал сына в поездки до станции Петровский Завод и обратно. Рассказывал ему о премудростях работы на дороге. И, верно, уже тогда подспудно готовил его в железнодорожники.

Естественно, глава семьи определял тематику разговоров и дома. Поэтому к моменту обучения в училище Костя имел уже приличное представление о том, чем занимаются монтёры пути, эсцебисты, осмотрщики вагонов и другие специалисты.

О специфике магистрали узнавал и от других железнодорожников. В детстве, в тимуровской команде навещал с одноклассниками участников Великой Отечественной войны, помогал ветеранам по хозяйству. Взамен они делились своими воспоминаниями о пережитом. В том числе заводили речь и о своей работе на ВСЖД. Однажды на станции Улан-Удэ уговорил машиниста действующего паровоза, который выполнял маневровые работы, допустить в его кабину, чтобы посмотреть, как действует механизм загрузки угля в топку.

Константин и сам старался вникнуть в работу машиниста. С восьмого класса увлёкся чтением статей в журнале «Электрическая и тепловозная тяга», который выписывал отец. Разбирал опубликованные в нём схемы, знакомился с содержание материалов, посвящённых неисправностям в тяговом подвижном составе и способах их устранения. Обязательно прочитывал последнюю страничку о творчестве читателей, на которой публиковались стихи и короткие миниатюры.

– «В зимы снежные, ночи морозные, я когда-то водил поезда...», – процитировал он в подтверждение того, что знаком с журналом, первую строчку одного из опубликованных в нём стихотворений.

Многое из того, что вычитал, и сам теперь прочувствовал. Работой доволен. А свободное время проводит в кругу семьи, с женой и дочкой–второклассницей. Всё по дому делает сам. В ладах со слесарным и плотницким инструментом, со сварочным аппаратом. Знает электрику. Если что, всегда готов по первому же зову выполнить любое задание.
Автор: Александр Иванов