Командное дело Московский железнодорожник

Командное дело

Андрей Лудзиш, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Московской дирекции тяги

При возгорании на посту ЭЦ машинист, не раздумывая, бросился на подмогу движенцам.

В материале под заголовком «Победители огня», опубликованном в «Московском железнодорожнике» 30 марта этого года, мы уже рассказали о работниках станции Кресты Московской железной дороги. 12 марта они предотвратили возгорание на посту электрической централизации. Благодаря действиям дежурного по станции Анастасии Захаровой и составителя поездов Алексея Настанюка удалось избежать большой беды. Более того, они сделали всё, чтобы движение было восстановлено в кратчайшие сроки.

Но героев тогда было не двое, а трое. Большую помощь движенцам оказал машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Московской дирекции тяги Андрей Лудзиш. Скромный по натуре, он не стал распространяться о своём поступке. Узнав о произошедшем, начальник депо Евгений Фролкин наградил машиниста денежной премией. Также Андрей Лудзиш представлен к поощрению благодарностью начальника Московской дирекции тяги.

– Андрей Владимирович из числа тех, кто честно выполняет свой профессиональный долг, – отзывается начальник депо о своём подчинённом. – Сколько я его знаю, он неизменно дисциплинирован, ответственен. Работает спокойно, в нарушениях не замечен.

От себя скажу: это как раз тот случай, когда человек не привлекает повышенного внимания со стороны начальства. Ведь начальство больше занято теми, от кого можно в любой момент ожидать какой-то неприятности.
Ранним утром 12 марта у машиниста маневрового тепловоза ТЭМ14 Андрея Лудзиша и его помощника Алексея Карлика выдался небольшой перерыв. К тому же смена подходила к концу, последний раз ребята трапезничали несколько часов назад. Вот и решили почаёвничать. Открыли термосы, вытащили бутерброды. Невдалеке от подъездных путей, на которых стоял маневровый тепловоз, светились окна поста электрической централизации станции Кресты. В тот день работали Настя Захарова и Алексей Настанюк. Андрей Лудзиш хорошо знал обоих. С Алексеем он трудится с того момента, как устроился в депо. Настя пришла всего ничего, года три назад после окончания техникума.

– Оба они – хорошие ребята, с душой относятся к делу, – делится Андрей Владимирович. – Алексей никогда не действует по принципу «солдат спит – служба идёт». И Настя с первых дней показала себя. На её месте другая бы, придя на работу, отсидела смену, отруководила движением – и домой. А эта – нет. Сколько раз она на локомотиве проехала, познакомилась с нашей спецификой. Сколько вопросов разных задала. Чувствуется, что хочет своей профессией овладеть в совершенстве. Я сам люблю основательность, надёжность. Немудрено, что, несмотря на разницу в возрасте, мы с ребятами, могу сказать, подружились.
Ранний завтрак локомотивщиков прервал телефонный звонок.

– Андрей, в релейном помещении поста ЭЦ – задымление, – услышал Лудзиш голос составителя Алексея Настанюка.

Не мешкая, Андрей схватил огнетушитель. Прежде чем покинуть кабину, дал команду помощнику:

– Алексей, остаёшься на месте, следи за локомотивом.

Спрашиваю Андрея, имел ли он право сделать так? На что собеседник уверенно отвечает, что такое право у машиниста есть, если в кабине остаётся помощник. Расстояние до поста ЭЦ Лудзиш преодолел бегом за две минуты. Его поддержка пришлась кстати. Дважды заходил машинист внутрь помещения, наполнившегося к тому моменту густым дымом. Наглотавшись его, Андрей Владимирович не сразу прочистил дыхание. Но в пылу борьбы с возгоранием было не до того. Закрыв лицо подручными средствами, он помогал младшим товарищам бороться с огнём. Исход дела, как уже известно, оказался благополучным. В 5.45 утра огонь был полностью локализован, так что помощь пожарного расчёта, прибывшего через три минуты, по большому счёту не понадобилась.

– Андрей Лудзиш очень помог, можно сказать, что он поставил точку в тушении возгорания, – сказал уже после всего случившегося Алексей Настанюк. – Спасибо ему!

Наш же герой после окончания смены отмылся и как ни в чём не бывало согласно регламенту перед завершением работы предстал перед медиками. Те даже и не поняли, что незадолго до этого машинист побывал в такой переделке. Да и дома жена не сразу узнала о героическом поступке супруга.

Спрашиваю Андрея Владимировича, не страшно ли ему было в тот момент и что помогло принять верное решение.

– За почти 40 лет работы на железнодорожном транспорте приходилось бывать в разных переделках, – отвечает он. – Локомотив ведь – зона повышенной опасности. Случалось всякое. Так что я знаю, как пользоваться огнетушителем. Что касается страха, то об этом даже не думал. Я так воспитан – в трудную минуту надо помогать. Молодые, не нюхавшие пороха ребята отважно бросились навстречу опасности. Так что же я, железнодорожник со стажем, спрячусь за их спины, буду раздумывать, в чьей компетенции находится борьба с огнём? На железной дороге нельзя без взаимоподдержки, без понимания общей ответственности за исход дела. Вот, скажем, машинисты пишут в книгу замечаний не оттого, что им хочется кого-то наказать, хотя и это иногда бывает полезно, а с целью исправить недоработку, не допустить беды. А снегоборьба? Этой зимой, богатой на метели, со снегом боролись сообща, чтобы исключить срывы движения. Командное у нас дело, в одиночку не справишься.

Андрей Лудзиш родился в 1960 году в Курске. Оставшегося без родителей мальчика вырастили дед и бабушка. Профессию, как он признаётся, выбрал чисто случайно. Вернувшись после службы в армии домой, он по просьбе друга, уволившегося в запас чуть позже, пошёл в Курскую дорожную техническую школу, чтобы узнать правила приёма. Отметим, что это учебное заведение, входящее в систему ОАО «РЖД», в этом году отмечает своё 75-летие. Здесь гордятся историей. Взять, к примеру, тот факт, что Курск был освобождён от фашистов 8 февраля 1943 года, а уже с 1 апреля начала работать школа, готовящая железнодорожные кадры. В дни Курской битвы, когда станцию Курск сильно бомбили, учебный процесс был временно перемещён на станцию Коренево. С тех пор из этих стен вышли около 25 тыс. выпускников. Андрей Лудзиш в их числе.

Там и встретил Андрей тогдашнего начальника ДТШ Алексея Акимова. Тот обратил внимание на вчерашнего солдата, спросил, что его интересует, и после небольшого разговора предложил поступить сюда.

– Он рассказал об условиях обучения, о том, какие специальности получают выпускники и где работают. Мне это показалось интересным. Поддержали и дед с бабушкой, – вспоминает Андрей Владимирович. – Осенью 1980-го начал трудовую деятельность в локомотивном депо Курск с должности слесаря по ремонту подвижного состава.

Через год Андрей стал помощником машиниста тепловоза. А 14 мая 1986 ему доверили права самостоятельного управления локомотивом. С Курском, со здешним депо связана почти вся профессиональная жизнь Андрея Лудзиша. Сюда старается приезжать, как только позволяет время. Ведь последние пять лет он трудится в эксплуатационном локомотивном депо Бекасово. Занят в маневровом движении, освоил все имеющиеся здесь маневровые тепловозы. Особо выделяет ТЭМ14. Этот локомотив он полюбил, можно сказать, с первого взгляда.

– Когда они пришло в депо, наш машинист-инструктор сразу познакомил с новой машиной, – вспоминает Андрей. – Мне всё понравилось. И управление, основанное на компьютерных технологиях, и комфорт для бригады – есть холодильник, умывальник, кондиционер. В кабине тихо.

Андрей самостоятельно изучил схемы, попробовал для начала в депо и вот уже несколько лет успешно работает в том числе и на ТЭМ14.

Спокойный, рассудительный, основательный. Эти качества отмечают все, кто знает Андрея Лудзиша. Да он и сам не скрывает, что прежде чем взяться за дело, хорошенько обдумает его. Так его учил дед, да и гены отца, латыша по происхождению, видимо, влияют. У него и увлечения такие – рыбалка, охота, требующие подготовки, терпения. И в то же время – отменной реакции, когда в долю секунды надо принять решение. Как это и случилось 12 марта.
Автор: Вера Чубарова