«Я влюблен в тебя, дорога» Транссиб

«Я влюблен в тебя, дорога»

Роман Морозов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Барнаул

Машинист Роман Морозов считает для себя честью управлять тепловозом имени Олега Алябьева, бывшего работника предприятия, погибшего в Афганистане.

Указом президента РФ Владимира Путина машинист эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Роман Морозов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Судьба, казалось, готовила для будущего труженика стальных магистралей иную судьбу – Роман Морозов рос в шахтерском городке Анжеро-Судженске. Но когда тот был еще ребенком, случилось несчастье – отец погиб в шахте. Без кормильца семье пришлось тяжело, и, не желая своим потомкам такой же судьбы, старший брат Сергей, а затем и сам Роман пошли учиться на железнодорожника.

– Помню, как еще будучи школьником, я навещал брата, работавшего помощником машиниста в локомотивном депо Рубцовск, – вспоминает собеседник. – Уже тогда я влюбился в железные дороги. Меня поразило, как один небольшой локомотив может потянуть за собой тысячи тонн груза из одного города в другой, и всем этим процессом повелевает один человек – машинист.

В этом же депо Роман Николаевич проходил практику, а после окончания Тайгинского техникума железнодорожного транспорта поступил туда на работу. Экстерном сдал экзамены на право управления локомотивом, но в первую самостоятельную поездку отправился лишь после двух лет службы в Вооруженных Силах. Через некоторое время Морозов перешел в маневровое движение, а с 1992 года работает «в одно лицо» – без помощника.
Железная дорога проходит в Рубцовске через весь город, мимо крупных предприятий и жилмассивов, и местные жители, для которых пути давно стали частью привычного пейзажа, зачастую забывают, какую опасность она несет. И для Романа Николаевича, долгое время работавшего здесь на маневрах, каждая явка была настоящим испытанием на прочность. Неоднократно ему приходилось применять экстренное торможение, чтобы спасти жизнь безалаберного водителя или пешехода.

– Один инцидент из 1990-х врезался в память особенно. Родители выпустили из виду маленьких ребятишек, которые играли прямо на насыпи, таскали воду из лужи на пути. На сигналы дети не реагировали, пришлось применить экстренное торможение. А дальше – будто в кино: тепловоз остановился буквально в паре метров от одного из малышей…

Сегодня Роман Морозов трудится в депо Барнаул, обслуживает пассажирское движение. Речь идет о формировании и переформировании пассажирских поездов. Эту «касту» машинистов среди локомотивщиков называют «миллиметровками». Ведь за смену им приходится десятки раз прицеплять и отцеплять свой тепловоз от пассажирского состава, да так, чтобы «даже ложка в стакане не звякнула». В этом плане Роман Николаевич – настоящий виртуоз. Его работу пассажиры попросту не замечают, и это лучший комплимент.

Тепловоз ТЭМ-2 №6110 для Романа Морозова не просто «железный конь» – это целая миссия. Это один из знаменитых именных локомотивов депо Барнаул, и носит он имя бывшего работника предприятия, воина-интернационалиста Олега Алябьева, погибшего в Афганистане и посмертно награжденного орденом Красной Звезды. С 2003 года Роман Николаевич с честью несет звание старшего машиниста этого тепловоза. И для него это не просто слова – вряд ли удастся во всем депо найти локомотив, который находится в лучшем техническом и культурном состоянии.

– Для меня это действительно честь. Родители Олега Алябьева долгое время регулярно приходили на станцию, чтобы просто посмотреть, как работает тепловоз, названный именем их героически погибшего сына. Это налагает особую ответственность во всех смыслах.

Несколько лет назад встала дилемма: либо ставить тепловоз им. Алябьева на капитальный ремонт, либо списывать. Денег на капремонт в наличии не оказалось. Роман Морозов приложил все силы, чтобы отстоять вверенную ему машину: подключил ветеранов войны в Афганистане, вышел на руководство депо, дело дошло даже до Москвы. Столичное начальство потребовало у Морозова гарантию, что как минимум три месяца в ожидании капитального ремонта тепловоз будет исправно работать. Роман Николаевич дал слово. Локомотив благополучно отработал назначенный срок и отправился на капремонт. С тех пор и по сей день «алябьевский» локомотив с машинистом Морозовым в кабине бегает бесперебойно.

Госнаграда стала венцом многочисленных заслуг Романа Николаевича как общественного инспектора по безопасности движения, рационализатора, наставника молодежи, общественного активиста, а главное – высококлассного и ответственного машиниста.

– Роман Николаевич – яркий представитель «старой» школы локомотивщиков: профессиональный, отзывчивый, неравнодушный. Жаль, что это «золотое» поколение постепенно уходит на заслуженный отдых, – говорит машинист-инструктор маневровой колонны депо Барнаул Андрей Кухнин.
Автор: Александр Матвеев