Уроки в парке прикладных задач Восточно-Сибирский путь

Уроки в парке прикладных задач

Валерий Татарников, старший осмотрщик парка приёма эксплуатационного вагонного депо станции Иркутск-Сортировочный

Своим главным делом лидер по выявленным неисправностям считает не рекорды, а передачу опыта ученикам.

Внимательный и пытливый взгляд осмотрщика вагонов способен спасти магистраль от неприятного события.

Каждая скрытая деталь может иметь значение, и лучше перестраховаться – отцепить вагон. В противном случае возможен сход, который грозит большими убытками от остановки движения по главной грузовой артерии страны. Именно потому самое важное для старшего осмотрщика парка приёма эксплуатационного вагонного депо станции Иркутск-Сортировочный Валерия Татарникова – накапливать и передавать практический опыт, который является условием стопроцентного подтверждения найденных дефектов.

За 18 лет трудового стажа он неоднократно входил в число лидеров по выявлению дефектов, и сегодня заслуженно считается одним из ведущих наставников для молодых специалистов вагонного хозяйства.

За период с февраля по апрель Валерий обнаружил два дефектных колеса. Да, неисправности не подтвердились на 100%, но колёса отправились на обточку. А ещё одна находка – трещина в боковине – действительно оказалась потенциально опасной. К тому же надо учесть, что впереди ещё несколько месяцев напряжённого труда. В депо Татарников – рекордсмен по находкам. Таких обнаружений за год у старшего осмотрщика набирается не менее 30.

– Сколько работаю, дефекты были и продолжают появляться, несмотря на регулярное обновление подвижного состава. Поломки эти похожи одна на другую. За трудовой стаж столько их насмотрелся, что уже ничего необычного не выделяю. Поэтому, когда обнаруживаешь трещины, выщербины или иные поражения в деталях, не шибко запоминаешь: когда и при каких обстоятельствах. Это стандартные рабочие ситуации, – скромно отмечает Валерий Васильевич.

Другое дело, что пропустить дефект никак нельзя, поскольку иногда самая неприметная на первый взгляд трещинка – это будущий сход вагонов.

Как отметил заместитель начальника ВЧДЭ-8 по кадрам и социальным вопросам Александр Абышев, Татарников неоднократно отмечался руководством за особую бдительность. Он успевает и сам тщательно осматривать вагоны, и работу своих подопечных проверять, и проводить «открытые уроки» прямо не отходя от найденных дефектов. Так что работа смены всегда поставлена на высоком уровне, а неподтверждённых выявлений у них практически нет.

Не отстают от старшего осмотрщика ученики, которые со своими находками непременно идут к нему – чтобы опытным взглядом оценил и подтвердил дефект. Так, в феврале Данил Россов обнаружил сквозную трещину по верхнему поясу боковой рамы. В марте Владимир Пирожков заметил трещину диска, которая при дальнейшем исследовании также была подтверждена как угроза для безопасности движения.

– В моей смене восемь работников, и все – мои ученики. У самого опытного пять лет стажа. У остальных от пары месяцев до трёх лет, – подчёркивает наставник.

В коллективе Валерия Татаринкова уважают и называют с почтением: «Старший». И действительно, опыта у него хоть отбавляй.

Пришёл на дорогу после армии в 2000 году, уже имея специальность электрогазосварщика. Говорит, что железная дорога затянула с первых дней, и не отпускает до сих пор. Не иссякает интерес к работе, присутствует азарт.

Замечает, что раньше поражений деталей в вагонах было больше. Сейчас за парком следят лучше – соответственно и обнаружений не так много. Тем не менее, всегда появляется что-то новое. Например, много стало бескорпусных вагонов. К ним осмотрщики ещё только приглядываются, учатся подмечать отклонения от нормы.

Старший осмотрщик Татарников поддерживает мнение, что работать на дороге дано не каждому. Вот и в его памяти остались случаи, когда после пары отработанных смен стажёр понимает, что не потянет такой ритм труда – и уходит. Другие, кому по душе атмосфера в ПТО, остаются и работают с удовольствием.

Стажёр за месяц должен узнать принципы работы на встрече поездов, переторможке, продувке. Но даже после подтверждения у начальника ПТО обучение не прекращается.

Первый год осмотрщик ходит «первозимником», и ему уделяется особое внимание. Потом начинается бытность молодого специалиста, но контроля со стороны старшего в смене не становится меньше. Многим и нескольких лет недостаточно, чтобы самостоятельно и с полной уверенностью работать. Поэтому «Старший» с молодым коллективом практически живёт в вагонном парке, курирует работу своих подопечных.

Молодой специалист Вячеслав Чусовитин признается, что в первые месяцы слегка растерялся: с какой стороны к этому вагону подойти, с чего начать осмотр? Знаний хватает, а чтобы их использовать, нужна практика. По его мнению, Валерий Васильевич обладает редкой способностью обучать молодёжь технологии, придавать им уверенности в действиях, не ослабляя при этом контроль.

– Часто, когда сам находишь дефект, первым делом зовёшь ребят и показываешь, объясняешь что и из-за чего произошло, как подобные поломки найти, куда постучать, посветить, подлезть, – поясняет принцип обучения Валерий Татарников. – Важно, чтобы они этот опыт перенимали, и потом собственным взглядом могли подобные поражения деталей узнавать
.
По его словам, опытный осмотрщик по координации движения вагона видит проблемные места. У каждой разновидности вагонов есть свои типичные неисправности. У платформ это хребтовые балки, у крытых вагонов – колёса, боковые рамы и «надрессорки», у полувагонов – шкварневые стойки. Как это увидеть в целом составе за 20 с небольшим минут нормативного времени, не научат ни в одном учебной заведении.

А с января этого года осмотрщики парка прибытия уравнены с «отправлением», и теперь не только обнаруживают дефекты, но и ремонтные работы производят. Поэтому время на обработку поезда увеличивается, а за смену приходит в среднем по 15 составов. Режим напряжённый, но под руководством опытного наставника и такое дело смене по плечу.
Автор: Александр Богачев