Западня для нарушителя Вперёд

Западня для нарушителя

Александр Свинцицкий, подменный дежурный по переезду

Монтёр Белгородской дистанции пути Александр Свинцицкий предотвратил столкновение автомобиля с поездом.

На железнодорожном переезде 674 км станции Гостищево едва не разыгралась трагедия с участием фуры, грузового и пассажирского составов.

У рокового стечения обстоятельств свой сценарий, и главная роль в нём отводилась бдительному часовому безопасности Александру Свинцицкому. Он справился с ней блестяще. За грамотные профессиональные действия в нештатной ситуации, добросовестный труд на железнодорожном транспорте начальник ЮВЖД подписал приказ о награждении Александра Свинцицкого знаком «За безопасность движения».

Но главной наградой стали спасённые человеческие жизни. Эта смена, на которую монтёр ПЧ Белгород Александр Свинцицкий заступил, подменяя дежурного по переезду, оказалась для опытного путейца самой строгой проверкой на прочность.

«Загромождение на переезде!» – молнией пронеслось в голове, когда фура длиной 22 м преградила путь приближавшемуся грузовому поезду № 3873. Нарушитель намеревался проскочить на загоревшийся красным светофор, но не рассчитал: под тяжестью мела из соседней разработки длинномер двигался очень медленно и не успел – западня захлопнулась крышкой заградительного устройства. Грузовой автомобиль выехал с чётного пути, остановившись в зоне переездного настила перед закрытым шлагбаумом.

Приближение – 91 секунда. Именно такой промежуток времени отводится на то, чтобы пропустить идущий состав после срабатывания переездной сигнализации. Каждое потерянное мгновение стоило жизни лихачу, однако он попросту бездействовал.

Чего не скажешь о проявившем оперативность дежурном по переезду:

«У нас в инструкции записано правило трёх секунд: сорвать пломбу – первая, поднять флажок-фиксатор – вторая, нажать кнопку – третья».

После включения заградительного светофора оповестил о возникшем на переезде препятствии дежурного по станции Гостищево Юлию Колосову, дорожного мастера и диспетчера Белгородской дистанции пути, электромеханика.

После чего принял меры для уборки транспортного средства с пути. Действовал согласно инструкции. Это его работа – спасать жизни автомобилистам и пассажирам поездов.

«Я кричу водителю: «Уходи, останешься в живых!», а он сидит в кабине, растерялся, – вспоминает Александр Свинцицкий. – Хорошо, локомотивная бригада вовремя остановила поезд буквально в ста метрах от переезда. Машинист Процентов и его помощник молодцы, тоже бдительности не теряли, ехали не быстро. Потом помощник машиниста подбежал ко мне, мы опустили УЗП и выпустили фуру».

На то, чтобы включить аварийное поднятие, требовалось определённое время, а его как раз не было: вслед за грузовым следовал пассажирский состав Москва – Белгород. Пришлось обоим наступить на крышку заграждения, приподнять шлагбаум и вызволить попавший в ловушку автомобиль.

Грузовик и поезд благополучно проследовали дальше, а скорый обошёл по третьему пути станции Гостищево, не выбившись из графика движения. Виновник ситуации отделался лишь лёгким испугом, хорошо, если извлёк урок. Ещё лучше, если он и другим пойдёт впрок.

В коллективе Александра Свинцицкого ценят, кого ни спроси, отзываются в один голос: «Достойный человек».

Один из лучших представителей трудной и ответственной профессии на железную дорогу пришёл не со школьной или студенческой скамьи, а уже в зрелом возрасте:

«Я заводчанин, родился здесь, а жил в Казахстане. С детства трудился на Комчетавском приборостроительном заводе, где прошёл путь от слесаря до мастера».

«Молодой гвардеец пятилетки» – такой значок хранит ещё со времени работы в комсомольско-молодёжной бригаде.

Когда вернулся в родные края, устроился механиком в сельхозпредприятие Прохоровского района, благо, образование позволяло. Перевёз семью, а дальше жизнь преподнесла новые испытания: организация закрылась, в 42 года остался без работы. Но нет худа без добра, только когда стал железнодорожником, понял, что новая профессия и есть его призвание.

Нашёл своё место, повышал разряд за разрядом, так и дошёл до бригадира пути, а там – пенсия. Его заслуженный отдых продлился всего несколько месяцев, попросили вернуться. Магистраль ценит профессионалов, да и добросовестный труд на ней в чести.

Хлеб путейца лёгким не назовёшь, но Александр Свинцицкий не жалуется:

«Меняем рельсы, плети, закладные, крепёж, стрелочные переводы… Весной работы хватает, появляются просадки в пути, надо выправлять. Контроль строгий – путеизмеритель ходит четыре раза в месяц. Обеспечить безопасность движения поездов – наша первоначальная обязанность».

«В 2000 году, – добавляет, – бригадир мне предложил отучиться на дежурного по переезду: глядишь, пригодится».

Ещё как пригодилось! В случае необходимости – заболел коллега или отправился в отпуск – принимает неусыпную вахту на 670 км станции Озерово и 674 км станции Гостищево.

К сожалению, отмечает, нередко приходится наблюдать пренебрежение водителями запрещающим сигналом светофора. По мнению подменного дежурного, решить эту проблему можно было бы с помощью видеофиксации таких «художеств». Приводит наглядный пример: после того, как на станции Озерово появился муляж с табличкой «видеонаблюдение», лихачей заметно поубавилось. Стоило только им прознать о фиктивной системе, вновь начали нарушать правила.

«Летят на красный! Раз в два месяца мы собираемся на занятия и всегда поднимаем вопрос установки камер. Тогда был бы порядок и нам легче».

Кажется, труд исключил отдых из его жизни:

«Каждый день на работу на электричке добираюсь за час-полтора. Живу в Береговском, свой дом. Какое хозяйство? Только куры, некогда им заниматься, целый день на железной дороге: в шесть утра уезжаю, в шесть вечера возвращаюсь. Уже пять лет как на пенсии и бросать не собираюсь».

Для него и очередной отпуск – всего лишь новая трудовая смена с лопатой на огороде. Да ещё возможность пообщаться с внуками Денисом и Дарьей. Обе дочери обзавелись семьями и обосновались в Белгороде.

Предавшись всем деревенским радостям на время посадки приусадебного участка, ни за что не согласится променять на них главное своё дело с пробуждающим к жизни перестуком вагонных колёс.
Автор: Галина Мостипан