ГОЛОСУЙ
(Голосов: 1)
Покоряя новые высоты Железнодорожник Поволжья

Покоряя новые высоты

Сергей Куц, начальник района контактной сети станции Овражная дистанции электроснабжения станции Петров Вал

Начальник района контактной сети станции Овражная Сергей Куц удостоен медали «За развитие железных дорог».

Торжественная церемония награждения состоялась 28 марта на итоговой расширенной коллегии Министерства транспорта РФ, проходившей в Доме Правительства. Медаль приволжанин получил из рук заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича.

Мечта, а не работа
Начальник района контактной сети станции Овражная дистанции электроснабжения станции Петров Вал Сергей Куц хотел стать железнодорожником с детства, которое провёл в Казахстане. Вблизи дома пролегала стальная магистраль. После уроков Серёжа частенько ходил с друзьями смотреть на поезда, работников станции. А когда окончил десять классов, влился в ряды железнодорожников.

Трудовую деятельность Сергей Николаевич начал с должности монтёра пути в Атбасарской дистанции пути Казахской магистрали.

– Работа физически тяжёлая, но я был парнем крепким, так что справлялся, – вспоминает собеседник.

Вскоре пришла пора отдать долг Родине. Вернувшись в родные края в 1978 году после двух лет службы в Советской армии, Сергей Куц снова трудоустроился на железную дорогу. Но род деятельности решил сменить.

– Когда был путейцем, иногда с завистью поглядывал на энергетиков, – делится наш герой. – Я всегда любил острые ощущения, и меня манила высота. У электромонтёра к ней ещё напряжение добавляется. И поезда мимо проходят. Мечта, а не работа!

Первая награда
Устроившись электромонтёром контактной сети Атбасарского энергоучастка, Сергей Николаевич принимал самое активное участие в электрификации железных дорог Казахстана. Приходилось осваивать новые технологии, заменять провода, устаревшие изоляторы. Работы по усовершенствованию контактной сети было предостаточно. Немало времени Куц проводил в командировках. Ездил на БАМ, трудился под Новосибирском. В конце восьмидесятых перешёл на должность электромеханика.

В 1998 году вклад Сергея Куца в развитие отрасли отметили знаком «Почётный железнодорожник».

– Было очень приятно получить такую значимую награду в неполные сорок лет. Для меня она одна из самых ценных, – говорит собеседник.

В путь-дорогу
За двадцать лет работы на железных дорогах Казахстана Сергей Николаевич приобрёл немалый опыт и завоевал авторитет коллег. Руководители неизменно относились к нему с уважением. Жизнь казалась понятной, размеренной, и ничто не предвещало крутого поворота. Однако в начале 2001-го Сергей Куц получил предложение переехать в Россию – трудиться на Приволжской магистрали. Причём в новом для себя статусе руководителя.

– Решиться на это было непросто. Мне шёл уже пятый десяток, в семье подрастали двое сыновей. Быт налажен. К тому же в Казахстане мы жили в сравнительно крупном райцентре неподалёку от Астаны, а переезжать предстояло в сельскую местность. В общем, нам с супругой было о чём подумать, – признаётся энергетик.

И всё же выбор оказался в пользу России. Жена Елизавета мужа поддержала, дети Василий и Александр тоже не возражали. В марте Сергей Куц приступил к обязанностям в качестве начальника района контактной сети Петроввальской дистанции электроснабжения. Имущество в Казахстане было частично распродано, частично передано родственникам. Семья железнодорожника разместилась в служебном жилье в Камышинском районе Волгоградской области. Жизнь начиналась с чистого листа.

Организовывать деятельность подразделения новоиспечённому руководителю пришлось с нуля. На долю Сергея Куца выпали электрификация участка Саратов – Петров Вал, строительство вторых путей с их последующей электрификацией. Работа была проделана колоссальная. В результате возросла пропускная способность. За счёт перехода с дизельного топлива на электроэнергию удалось добиться существенной экономии. Улучшилась и экологическая ситуация.

Сегодня участок Сергея Николаевича – один из самых больших в дистанции. Развёрнутая длина контактной сети составляет без малого 150 километров, эксплуатационная – превышает 60. В коллективе более двадцати человек. Некоторые сотрудники района контактной сети работают с момента образования подразделения. До сих пор трудятся в дистанции электромонтёры Николай Акользин и Николай Триголос, работает электромехаником Александр Гуменюк. В должности техника исполняет служебные обязанности Татьяна Опанасенко.

– Руководить надо уметь. У каждого свой характер. Кто-то, например, по натуре вспыльчив, а кого-то неосторожным словом можно сильно ранить. К человеку надо найти подход. Стричь всех под одну гребёнку – неправильно, – делится секретами управления опытный начальник.

Лёд и пламень
Проявлять лучшие качества Сергею Куцу доводилось не только в ходе работы. Жарким летом 2010-го многие регионы страны оказались объяты огнём. Не стала исключением и Волгоградская область. Посадки и степи горели как вблизи жилых домов, так и в окрестностях железной дороги.

– Тушили всем, что попадалось под руку. В дело шли лопаты, веники. Страшная картина. Сгоревшую линию электропередач восстанавливали несколько дней, – вспоминает собеседник.

За активное участие в ликвидации ландшафтных пожаров Сергею Куцу было вручено благодарственное письмо председателя Камышинской районной думы Игоря Рогачевского.

Бороться энергетику приходилось и с другой стихией. В начале февраля 2012 года на Волгоградский регион обрушилась непогода. Метели и снегопады привели к заносам на дорогах, движение на отдельных участках трассы Саратов – Волгоград было полностью парализовано. В селе Усть-Грязнуха для автомобилистов, оказавшихся заложниками сложившейся ситуации, организовали временный пункт пребывания. Сергей Николаевич не остался в стороне от происходящего.

– На пять дней мы поселили у себя одиннадцать человек. Дом у нас небольшой, три комнаты. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. До сих пор со многими участниками той истории общаемся. Если кто едет мимо Усть-Грязнухи, обязательно заглядывает в гости, – рассказывает Сергей Куц.

Взгляд в будущее
В послужном списке железнодорожника немало наград. К вышепомянутым следует добавить звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», а также знак «Почётный работник Центральной дирекции инфраструктуры». Однако почивать на лаврах Сергей Куц не собирается.

– Одна из главных на сегодня задач – подготовиться к проведению чемпионата мира по футболу. Необходимо обеспечить стабильную работу железнодорожного транспорта, чтобы болельщики прибыли к месту проведения матчей точно в срок, – отмечает Сергей Николаевич.

После окончания мирового первенства дел тоже будет много. Предстоит построить тяговую подстанцию модульного типа, включающую в себя 26 секций, а также трансформатор-сорокатысячник. Это позволит увеличить пропускную способность на участке от Карамыша до Петрова Вала.
Автор: Глеб Хрусталёв