ГОЛОСУЙ
(Голосов: 1)
На страже габарита Звезда

На страже габарита

Наталья Сапрунова, приёмщик поездов железнодорожной станции Лихая

Ошибка, допущенная при погрузке, может стоить очень дорого, если её вовремя не обнаружить.

Смещение перевозимого груза в вагоне поезда могло привести к возможным тяжёлым последствиям, которые были предотвращены благодаря бдительности приёмщика поездов железнодорожной станции Лихая.
 
Наталья осматривала состав с грузами с помощью автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ). Дело было в мартовскую ночную смену, но она не чувствовала сонливости – сказывалась многолетняя привычка трудиться по ночам – и внимательно следила за грузом, находящимся в вагонах.

– Поезд шёл с севера, – вспоминает Наталья Сапрунова. – Всё было нормально, но тут по показаниям датчика негабаритности системы АСКО ПВ был выявлен в одном из вагонов негабарит.

Наталья немедленно связалась со старшей смены приёмщиков поездов Светланой Карповой, сообщила ей об обнаруженной проблеме.

Поезд был немедленно остановлен. Специалисты, отцепив вагон, провели замеры и подтвердили коммерческую неисправность – негабарит 3-й верхней степени. Последствия его могли быть самыми непредсказуемыми: груз мог развалиться в любой момент, снести опоры, создать угрозу составам на соседних путях, привести к сходу. 
Это чудом не случилось за время пути вагона по железной дороге. Проверка выяснила, что причиной стало нарушение требований технических условий размещения и крепления грузов, неплотная его укладка и увязка, в результате которой образовалось смещение. 

Только внимательность приёмщика поездов помогла избежать возможной беды. Ситуация теоретически могла развиваться по-разному, но у такого профессионала, как Наталья Сапрунова, всё могло завершиться только положительно. За четверть века, что она работает на станции приёмщиком поездов, подобных случаев, когда по её сигналу отцеплялись вагоны и груз приводился в соответствие со стандартами, было немало. Благодаря своей бдительности она спасала РЖД и его клиентов от убытков, не допускала ущерба, предотвращала возможные ЧП. 

Кстати, с автоматизированной системой АСКО ПВ она работает только 2,5 года, и электроника, конечно, помогает. Но любая техника – лишь инструмент в опытных руках, и профан, глядя на изображение на мониторе, может ничего не увидеть. А Наталья всё знает о том, как должен быть размещён и закреплён в вагоне груз. Больше 20 лет проверяла она поезда в парке, находилась на смотровых вышках. 

– Я видела тысячи поездов в Воронежском парке станции Лихая, изучала, как осуществляется погрузка, знаю, что и как должно быть сделано. Поэтому мне понятно, как нужно производить осмотр, чтобы ни одна важная деталь не ускользнула из внимания, – говорит она.

Когда заходит состав, приёмщик сверяет натурный лист с реальным расположением вагонов в составе, при обнаружении расхождений между документами и реальностью обязательно информирует об этом оператора станционного технологического центра (СТЦ). Одновременно он осматривает, как размещён в вагонах груз, погрузка должна быть выполнена в строгом соответствии с техническими условиями.

– Мне нравится моя работа, поэтому я столько лет тут тружусь, да и коллектив на станции хороший, – говорит Наталья Ивановна. – У нас много опытных специалистов, таких как приёмщик поездов Елена Ремизова, старший приёмщик поездов Марина Галушкина.

Наталья, несмотря на большой стаж, всегда очень старательно готовится к техническим занятиям, которые регулярно проводятся на станции, уделяя особое внимание видеоматериалам и последним телеграммам об изменениях в документации и недостатках, обнаруженных при проверках на других дорогах и станциях. 

Результат – эффективное выявление различных видов брака. Например, находясь в смене 28 марта, она обнаружила повреждение груза, отправленного со станции Металлургическая Южно-Уральской дороги. Погруженные в вагон графитовые стержни оказались расколотыми. Вагон отцепили, составили акт.  
За несколько смен до этого она увидела, что фитинговые упоры на платформе не были переведены в транспортное положение. 

В перевозочном процессе на железной дороге нет мелочей. Ей запомнился случай, который был несколько лет назад, тогда в одном из поездов негабаритный груз по документам шёл как габаритный. 

Это достаточно опасная ситуация, которая может привести как к убыткам для компании, так и событиям в сфере безопасности движения. Груз был отправлен с нарушениями из Санкт-Петербурга, а выявили это только в Лихой. За проявленную бдительность она тогда была премирована. Кстати, недавно за добросовестный труд на железнодорожном транспорте Наталья была отмечена благодарностью начальника дирекции и денежной премией.

Наталья Сапрунова на хорошем счету у руководства станции. Заместитель начальника железнодорожной станции Лихая по кадрам и социальным вопросам Александр Осташков считает её отличным специалистом. 

Бригадир Марина Панина рассказала, что Наталья Ивановна – трудолюбивый и отзывчивый человек. Чётко выполняет все поставленные задачи, грамотно действует при выходе в парк и устранении неисправностей. Она принимала участие в конкурсе профессионального мастерства приёмщиков поездов, который проходил в Лихой.  
– Чтобы стать высококвалифицированным приёмщиком поездов, надо многое знать и уметь, – считает Марина Панина. – Есть очень большой объём нормативной документации, которую нужно знать назубок, разбираться в технических условиях, специфике погрузки разных номенклатур. 

Необходимо также уметь устранять дефекты, а в ряде случаев и обладать определённой физической силой, например, чтобы накладывать проволочные скрутки. А ведь коллектив пункта коммерческого осмотра (ПКО), в составе которого 56 человек, в основном женский. Наталья Сапрунова на дороге с 1993 года. Живёт с семьёй в хуторе, в 6 километрах от посёлка. Её мать трудилась в колхозе, отец был шахтёром. Девушка окончила техникум, была соцработником, помогала пожилым людям. Но ей хотелось другой работы, более серьёзной, там, где нужно иметь высокую квалификацию и рассчитывать на более высокий заработок, чем был тогда у неё. 

Она обратила внимание на железную дорогу, которая работала всегда стабильно, и просто загорелась желанием на ней трудиться. 

Приёма на станцию тогда не было, но она каждую неделю в течение двух месяцев ходила в отдел кадров. И вот, наконец, её желание исполнилось – её приняли. Постепенно она всему научилась. Наталья считает, что ей повезло, потому что она попала в молодёжную смену, дружный коллектив которой во всём помогал друг другу.

В её семье есть железнодорожники. Муж работает более 30 лет оператором дефектоскопной тележки. Он железнодорожник уже не в первом поколении – на дороге трудились его отец, дед, прадед. Познакомилась Наталья с ним тоже на железной дороге. Он проверял рельсы на предмет дефектов и увидел её, осматривающую вагоны. Стали встречаться, создали семью, родился сын, который сейчас учится в техникуме.
Автор: Александр Панченко