Время укажут часы РЖД Транссиб

Время укажут часы РЖД

Александр Ясюкевич, начальник производственно-технического отдела путевой машинной станции №216

Профессионализм карасукского путейца отметил руководитель холдинга.


Именные часы генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» для Александра Ясюкевича, начальника производственно-технического отдела путевой машинной станции №216 (ПМС-216), самый ценный подарок. И не столько потому, что получил их за безупречный труд на железнодорожном транспорте. Они для карасукского путейца вроде производственной необходимости.

Только в этом году Александр Александрович пешком по путям Западно-Сибирской железной дороги прошел километров 60 перед началом ремонтных работ и столько же – после. Когда в руках графики, рулетка, карандаш и вытащить из кармана телефон не хватает рук, то к месту наручные часы. На его руке красуется и исправно выполняет свою функцию подарок РЖД.

Только с первого взгляда Александр Ясюкевич – кабинетный работник. До весны он действительно практически все время проводит с бумагами в своем кабинете технического отдела. На мониторе – графики ремонта для их предприятия на весь год вперед. Работники ПМС не выйдут на путь, пока Александр Александрович с коллегами не пройдет участки ремонта своими ногами: скорректирует планы по технике, людским ресурсам, механизмам и материалам. А просчитать надо все: до минуты, до болта, до необходимых человеческих рук. 

– Дальше инструкции у нас некуда, но творчества – хоть отбавляй, – говорит о своей работе Александр Александрович. – За производственной креативностью в графике следует четкость ремонта. А потом – красота пути, которая, как на картинке, радует глаз безупречностью.

Конечно, ее сможет увидеть только глаз опытного железнодорожника. Александр Ясюкевич не только видит и понимает, он творит эту красоту.

Карасукского технаря судьба забрасывает на разные участки Западно-Сибирской магистрали: новосибирские равнины, казахстанские и алтайские степи меняет на гористость Кузбасса или томскую тайгу. Первое знакомство с этими участками – на графиках проекта. У начальника техотдела воображение профессиональное: посмотрел документы, и словно там побывал.

На этом завершается кабинетная работа. С чертежами в руках, с рулеткой – пешком по «железке».

– Не преувеличиваю, но не будет технического отдела – все, катастрофа, – уверен Ясюкевич. – Мы обеспечиваем подготовку буквально всего к ремонтным работам. И я – не одна такая светлая голова, у нас отдел работает. 
В поле зрения Александра Ясюкевича попадает все: линии связи, коммуникации, фундаменты. Весной он на первый раз обошел все по плану ремонтируемые участки в 2018 году. Затем – в кабинет, вновь за компьютер. Тут уже работа с графиками. Поставит точку, когда проект будет представлять собой точную до минуты и метра инструкцию плана действий в режиме «открытого окна».

Александр Ясюкевич – как рыба в воде в замысловатых графиках и чертежах. За 16 лет работы в техотделе (последние 14 лет – его руководителем) прошел по магистрали ни одну сотню километров. И понимает, что в профессии – не случайный человек.

Он рос в семье железнодорожника, с детским любопытством осматривал отцовский многотонный тепловоз, но грезил реками и пароходами.

Мечта сбылась. Александр окончил Сибирский государственный университет водного транспорта, получил профессию судового механика. Провел первую и последнюю навигацию по Яне, на маршруте Верхоянск – Нижнеянск Ленского объединенного речного пароходства.

– Я хотел быть речником. От навигационного сезона до сих пор приятные впечатления, – вспоминает Ясюкевич. – С мая по октябрь на грузовом судне возили все: уголь, яблоки, гальку, песок. Север – он затягивает. Но тогда отрасль разваливалась и не осталось рабочих мест. 

Возвращался Александр Ясюкевич домой, в Карасук, с тяжелыми мыслями: рушились надежды и мечты. За спиной уже была семья и ребенок. Отец-железнодорожник, который сам когда-то простился с мечтой о море и с друзьями поступил в железнодорожный институт, предложил пойти монтером пути в ПМС-216. Сын согласился и уже через два года возглавил бригаду выправочно-подбивочно-отделочной машины. Когда ее через семь лет списали, перед Александром Александровичем вновь встал вопрос – куда идти работать? Руководство предприятия не спешило терять сотрудника, который хорошо разбирается в механизмах, ему предложили перейти в техотдел. Это был 2001 год.

– С первых месяцев появился интерес. Наставником по работе с документами стал Владимир Степанович Малышев и Екатерина Деркач, – с теплотой вспоминает Ясюкевич. – Мне повезло поработать с опытными специалистами из других путевых машинных станции. Наша ПМС – не самая большая на Западно-Сибирской железной дороге, объекты нам доставались чуть скромнее, поэтому было чему учиться у коллег. 

Многое дают сложные и разнообразные объекты профессионального роста. Например, в Томске ремонтировали небольшой участок, но с такими завитками кривых малого радиуса. Кузбасс – штормовая волна стальной магистрали, которая к тому же резко уходит то вправо, то влево. А карасучане привыкли к равнине. Потому с крутыми поворотами и волнами пришлось «дружить». Участок Чемской – Клещиха особенно запомнился Александру Ясюкевичу своим огромным мостом, с которого видно весь Новосибирск. Сложность участка – это арочные пролеты. Оздоровление пути в «оконном» режиме на этом объекте вызывало большие сомнения, но это было в теории, на практике все пошло хорошо, ремонт выполнили. А вид города с высоты моста и убегающая река надолго остались в памяти. С сомнением и страхом специалист ПМС-216 справился и приобрел первый опыт работы на таком объекте.

– Могу без пафоса сказать, что работу свою люблю, наверное, потому и получается, коллеги откликаются, есть желание творить в наших четких технических возможностях, – итожит Александр Ясюкевич.
Пытаясь найти слабое место специалиста карасукского ПМС, провоцирую собеседника:

– Какой солдат не мечтает стать генералом… 

– Как сказал начальник нашей дирекции, «лучше быть хорошим санитаром, чем плохим хирургом», – не задумываясь, отвечает Александр Александрович. – У меня другие амбиции: сделать свою работу качественно, оптимально подготовиться к ремонту. Жду сложных участков. Даже азарт появляется, как сделать красивее, экономичнее, в рамках имеющихся технологий придумать что-то новое.

И уже философски размышляет и цитирует народную мудрость: «где родился, там и пригодился». Переосмыслил мечту о навигациях: давно понял, что детская фантазия и будни речников – это не одно и то же. Сейчас двум поколениям железнодорожников – отцу и сыну Александрам Ясюкевичам – есть о чем поговорить. За их общую трудовую жизнь более 50 лет железнодорожные технологии шагнули далеко вперед: поезда теперь водят мощные современные электровозы, а путь вместо звеньевого – бесстыковой.

Отец Александра Александровича, Александр Николаевич, выбрал железнодорожную профессию, можно сказать, за компанию. После службы в армии четыре товарища уехали в Омск, поступать в железнодорожный институт. Молодой локомотивщик Александр Ясюкевич по распределению прибыл на станцию Карасук, отработал здесь до выхода на пенсию. Начал трудовую деятельность старшим мастером в пункте технического осмотра локомотивов. Через три года – повышение на руководящую должность в отделение дороги. Потом захотелось ближе к тяжеловесным машинам: вернулся в депо, мастерил, был инженером в отделе локомотивов и локомотивного хозяйства.

Внуки Александра Николаевича, как и его сыновья когда-то, пока не продолжили династию железнодорожников. Но в семье давно подметили: их склонность к математике и электронике уже передается по наследству.
Часы с гравировкой «от генерального директора ОАО «РЖД» скоро укажут время Александру Ясюкевичу на «железке» в Алтайском крае, где он шагами измерит очередной ремонтный участок Западно-Сибирской магистрали.
Автор: Ольга Левина