Упредить роковую ошибку Транссиб

Упредить роковую ошибку

Сергей Горак, машинист эксплуатационного локомотивного депо Омск

Благодаря бдительности омского машиниста был предотвращен уход незакрепленных вагонов на перегон.

На исходе прошлого года, 20 декабря, машинист эксплуатационного локомотивного депо Омск, общественный инспектор по безопасности движения поездов Сергей Горак шагал вдоль путей станции Московка с проверкой. У цеха отцепочного ремонта вагонов его опытный взгляд определил грубое упущение в технологии закрепления подвижного состава. Если говорить прямо, нарушение состояло в полном отсутствии тормозных башмаков у группы вагонов.

К чему приводят нарушения
Общественный инспектор незамедлительно сообщил об опасном отступлении от технологического процесса дежурному по станции, и угроза была оперативно устранена. Кроме того, в тот же день в адрес руководителей смежного предприятия была направлена телеграмма, касающаяся этого нарушения в эксплуатационной работе.

– Возможно, приближение Нового года ослабило внимание причастных специалистов, – рассказывает Сергей Викторович. – А мне тогда сразу вспомнилась трагедия, которая произошла 31 мая 1996 года на перегоне Тальменка – Литвиново бывшей Кемеровской железной дороги. Уход четырех грузовых вагонов со станции Литвиново на перегон, навстречу прибывающему электропоезду, привел к гибели людей, многочисленным травмам пассажиров, не говоря об огромных материальных потерях, которые понесла магистраль. Конечно, ни в коем случае нельзя забывать о том, к чему привели грубейшие нарушения правил производства маневровой работы.

Однажды мне довелось делать фоторепортаж на станции Новосибирск-Восточный. В ходе выдвижения на пути очередного контейнерного состава воочию увидел слаженную работу составителей смены №1 Дмитрия Домрачева, Романа Дегиля и Игоря Коробейникова. После остановки они тщательно его закрепили. И не только тормозными башмаками.

– Прямо намертво! – пошутил я тогда, а в ответ услышал веское замечание, которое можно рассматривать и как наставление.

– Башмаки и УТС – упор тормозной стационарный – играют у нас роль надежной охраны, но с ними надо умело обращаться, – растолковывал мне Дмитрий Домрачев. – У нас уклон в сторону станции Новосибирск-Главный, и ошибки просто недопустимы.

Ну а если нарушение по какой-то причине все же допущено, остается только надеяться, что его вовремя заметят железнодорожники из смежных хозяйств, как это сделал омский машинист.

В любом коллективе нужен сплав опыта и молодости
– Машинист Сергей Горак награжден знаком «Лучший общественный инспектор по безопасности движения ОАО «РЖД», – рассказал заместитель начальника депо Омск по эксплуатации Павел Киселев. – На железнодорожном транспорте трудится два десятка лет. Это инициативный и технически грамотный специалист. При выполнении любых производственных заданий проявляет настойчивость и исполнительность. Особое внимание уделяет безопасности движения поездов, соблюдению правил охраны труда. В статусе общественного инспектора по безопасности движения акцент делает не только на проверки, но и на внедрение новейших технических средств и методов, направленных на обеспечение безаварийной работы.

По мнению заместителя начальника депо, машинист Горак вносит большой личный вклад в выполнение предприятием основных производственных показателей, повышение эффективности использования локомотивов, экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. Так что, не удивительно, что в коллективе Сергей Викторович пользуется авторитетом и уважением.

В депо Омск сложился сильный совет общественных инспекторов по безопасности движения. Только в прошлом году было проведено 147 проверок, при этом выявлено 429 замечаний. Локомотивщики-общественники разработали график проведения проверок как на узловых, так и на удаленных станциях Омского региона. Основное внимание было уделено закреплению подвижного состава, ограждению мест работы, установке знаков границ пути, опробованию тормозов, а также выполнению регламента переговоров. Общественным инспекторам поставили задачу – больше внимания уделить выполнению локомотивными бригадами своих должностных обязанностей. Ведь именно машинист и его помощник могут в последнюю минуту предотвратить беду. Горький опыт на сети железных дорог показывает, что тяжелыми последствиями, как правило, заканчивается самопроизвольное начало движения состава на путях станций. И в таких случаях смягчить последствия могут именно экипажи локомотивов, становясь последней преградой чрезвычайному происшествию.

Делу помогает то, что каждый деповской инспектор по безопасности движения оценивается по итогам работы за месяц, квартал, год, лучшие поощряются. Совет тесно работает как с руководством депо, проводя разъяснительные мероприятия среди работников на планерных совещаниях, так и с ревизорским аппаратом по Омскому территориальному управлению, участвуя в совместных проверках в местах, где складывается не самая благоприятная обстановка в сфере безопасности движения.

– Каждый раз убеждаемся, что к транспортным событиям приводят факторы, которые кроются в самих коллективах, – говорит Сергей Горак. – Зачастую работники халатно относятся к своим должностным обязанностям и требованиям охраны труда. Все эти факторы, в конечном итоге, накапливаются, некоторые из них могут иметь тяжелые последствия. Что касается закрепления вагонов, то у команды составителей поездов должен быть сплав опытных и молодых специалистов. «Старики» не должны быть безучастны в практическом обучении молодежи. Тогда мы не увидим тех же тормозных башмаков, установленных на рельсовой нити... без состава вагонов, либо лежащих на обочине тракционных путей, не прикрепленных к специальным устройствам.

Личностная составляющая
Общественный инспектор по безопасности движения – всегда на посту. Шагая по служебному проходу, машинист Горак автоматически замечает нарушения, все отклонения от нормативных требований, которые могут отрицательно повлиять на результаты в обеспечении безопасности движения и охраны труда. Такая «автоматическая» бдительность сформировалась у него потому, что он всегда настроен на детальное изучение любой инструкции или нормативного документа. Иногда для того, чтобы получить ответ на затруднительный вопрос, приходится обращаться за советом к руководителю или специалисту смежной службы.

Сергей Викторович считает, что важно не только сделать замечание, но и добиться его устранения. Именно в этом заключается культура безопасности движения, надежная профилактика нарушений.

– Общение с причастными специалистами – один из важнейших инструментов в организации управления системой обеспечения безопасности движения, – уверен Сергей Горак. – Это есть работа на опережение, позволяющая избегать нештатных ситуаций. Таким образом, контролируются вопросы не только соблюдения технологии, но и обращается внимание на личностную составляющую. Мы пытаемся разобраться в том, что побуждает работника допускать нарушения, и упредить их в будущем.
Автор: Владимир Павлов