ГОЛОСУЙ
(Нет голосов)
Видеть насквозь Звезда

Видеть насквозь

Николай Сопельченко, осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического осмотра Лихая Батайского эксплуатационного вагонного депо

Николай Сопельченко в первом квартале этого года выявил семь трещин боковых рам и четыре – в надрессорных балках.

Осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического осмотра Лихая Батайского эксплуатационного вагонного депо Николай Сопельченко в первом квартале этого года выявил семь трещин боковых рам и четыре – в надрессорных балках. Каждый из отставленных по этим причинам вагонов мог привести к крушению. 

Обнаруженные Николаем в первые три месяца года трудновыявляемые дефекты вагонов позволили также предотвратить три излома клина тягового хомута, шесть разрушений буксового узла, ликвидировать ряд других проблем, способных привести к аварийным ситуациям. 

Николай работает на Северо-Кавказской дороге с 2006 года. Сразу решил стать вагонником и, проработав около года слесарем, перешёл в осмотрщики.

«Я с детства любил заниматься с машинами и механизмами, – поясняет он свой выбор. – Учился в Каменском техническом училище, вечно занимался автомобилями, мотоциклами, ремонтировал, обслуживал. Возможно, поэтому и выбрал работу осмотрщика-ремонтника».

Уже на втором своём осмотре Николай находит в порожнем полувагоне дефектный буксовый узел – проблема не простая, не всегда и специалистом со стажем обнаруживается. Со временем обнаружение поломок буксового узла стало для него чуть ли не специализацией. Даже на сетевую конференцию вагонников Николай ездил как специалист именно по этому компоненту.

«Такие мероприятия очень полезны, – считает он. – Причём дело не только в интересных докладах. Очень много можно почерпнуть для себя во время личных бесед со специалистами. Я слушал выступления, подмечал что-то, а в перерывах уточнял детали, расспрашивал про опыт, на какие клейма обращать особое внимание».

Самообразование, обмен опытом и внимательность постепенно сделали Николая одним из ведущих осмотрщиков дороги. Он признавался лучшим на сети по выявлению трещин боковых рам. Появились ученики, специально выходившие в его смену, чтобы набраться опыта.

«Визуальные признаки наличия проблемы в тёплое время года – скопление влаги и пыли, зимой – появление инея, а также ржавчина, повторяющая контур трещины, – поясняет Николай. – Но так бывает не всегда. Могут быть дефекты на поверхности катания колеса, излом пружин, рессорных комплектов, завышение фрикционных клиньев. Если всё это есть – вероятность образования трещин резко повышается». 

По словам Николая, сегодня ситуация с дефектами в боковых рамах и надрессорных балках несколько улучшилась в сравнении с тем, что было ещё несколько лет назад. Однако и сейчас подобные неисправности не редкость. В минувшем году ему удалось найти трещины в 14 рамах и 34 балках, а ещё с полсотни проблемных буксовых узлов и другие неполадки. 

С положительной стороны характеризует Николая Сопельченко и руководство депо.

«Николай обладает не только большим опытом, но и отличными знаниями конструкции вагона, – говорит заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Батайск Данила Тищенко. – У него не проходит азарт при поиске неисправностей, и он тот человек, работу которого нет необходимости перепроверять».

В свободное время Сопельченко, не изменяя своим юношеским увлечениям, продолжает заниматься машинами и механизмами, что помогает ему постоянно находиться в рабочем тонусе. 

«Для осмотрщика главное не только внимательность, но и отсутствие лени, – уверен Николай. – Если не лениться, не бояться испачкаться, заглянуть в каждую щель вагона, каждое скрытое место, то обязательно обнаружишь все скрытые проблемы».
Автор: Игорь Евдокимов