Остановка на подъёме Красноярский железнодорожник

Остановка на подъёме

Владимир Гавриленко, машинист эксплуатационного локомотивного депо Боготол Красноярской дирекции тяги

Локомотивная бригада выявила в пути опасный дефект рельса.

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Боготол Красноярской дирекции тяги выявила в пути опасный дефект рельса. 

19 января машинист Владимир Гавриленко и его помощник Денис Игнатьев вели из Красноярска в Мариинск гружёный углем поезд. Около 20.00 проследовали станцию Критово, впереди, на перегоне Критово – Вагино, был затяжной подъём.

«Уклон составляет 7,5 градуса. В общем-то подъём средней сложности, но в снег или дождь, бывает, локомотивы буксуют. Опытные машинисты знают, что здесь главное – выбрать правильный скоростной режим. Если поезд следует с установленной скоростью (а у нас она была 60 км/ч), то подъём преодолеет нормально», – рассказывает Владимир Гавриленко.

Однако очередной локомотивный светофор – «точка», как называют его машинисты и помощники, – на пути поезда подавал запрещающий сигнал. Затем красный свет сменился зелёным, а через несколько секунд снова загорелся запрещающий.

«Машинист пассажирского поезда, который следовал перед нами, тоже сообщал по рации, что «точка» играет огнями», – вспоминает Денис Игнатьев.

Локомотивная бригада остановила поезд и связалась с дежурным по станции Критово, чтобы выяснить, нет ли на перегоне другого поезда. Дежурная сообщила, что перегон свободен, пассажирский уже приближается к Боготолу.

«По инструкции в такой ситуации поезд должен проследовать запрещающий сигнал светофора со скоростью не более 20 км/ч. Мы уже понимали, что впереди какая-то неисправность», – поясняет Денис Игнатьев.

Денис проходил обкатку на машиниста и во время той поездки находился за пультом управления локомотивом. Пока он вёл поезд, машинист Владимир Гавриленко пристально всматривался в темноту через лобовое стекло кабины.

«В девятом часу вечера зимой уже темно, как ночью. К тому же был сильный мороз, на перегонах стоял туман. Трещину на рельсе и при дневном свете увидеть из кабины не так-то просто, а в таких условиях требуется особая бдительность», – говорит он.

Тем не менее всё же есть одна подсказка, помогающая машинисту обнаружить неисправность пути. «Раньше путь был стыковой, а теперь практически на всём протяжении Красноярской дороги – «бархатный». И вот вижу: на рельсах зазор, которого на бесстыковом пути просто не может быть. Сразу понял, что это лопнувший рельс. Отдал команду помощнику применить экстренное торможение», – продолжает машинист.

Дальше по инструкции объявили о дефекте по рации локомотивным бригадам следующих за ними поездов, связались с дежурным по станции, поездным диспетчером, сообщили руководству депо.

На место прибыла путевая бригада. После всех необходимых замеров грузовой пропустили по лопнувшему рельсу со скоростью 3–4 км/ч.

«После остановки подъём получился тяжёлым. Шутка ли – 6 тыс. тонн. Еле вытащил состав на ровную площадку, двигался со скоростью 10–15 км/ч. Благо опыт есть», – вспоминает машинист.

Владимир Гавриленко трудится на дороге больше 30 лет, с 1984 года, электровозы водит с 2001-го. Освоил технологии вождения длинносоставных и сдвоенных поездов, имеет допуск к работе на электровозах всех серий, в том числе на «Ермаках». Всегда с интересом участвовал в экспериментах, в частности по внедрению системы комплексного локомотивного устройства безопасности. Немало на его счету и обкатанных машинистов. 

Один из них – Денис Игнатьев, планирующий приступить к вождению поездов уже в ближайшее время. «Из тех, кого обкатывал, Денис особенный – как будто родился с электровозом. Видно, что человек хочет работать на железной дороге и будет работать хорошо», – отзывается о напарнике наставник. И добавляет, что залог хорошей работы любого машиниста – это понимание и терпение его жены. Вызывная система периодически нарушает семейные планы, создавая дополнительные сложности, особенно если в семье маленькие дети. И только от супруги, её мудрости и терпения зависит, с каким настроением машинист отправится в очередную поездку и вернётся домой. Владимира и Дениса дома встречают понимающие любимые жёны и маленькие дочки – четырёх и двух лет.

Бдительность и профессионализм Владимира Гавриленко и Дениса Игнатьева отмечены грамотой начальника Красноярской дороги и премией.
Автор: Елена Пасечник