В рядах памяти и надежды Вперёд

В рядах памяти и надежды

Геннадий Литвиненко, начальник вокзала станции Придача

Начальник вокзала станции Придача Геннадий Литвиненко предотвратил возможную трагедию.

Бдительность юговосточника сыграла решающую роль в обеспечении безаварийного движения поездов.

Грузовой поезд № 2455 под управлением локомотивной бригады эксплуатационного депо Кочетовка следовал по станции Придача. Геннадий Литвиненко почувствовал резкий запах гари и визуально обнаружил задымление локомотива. Об этом он незамедлительно через начальника станции доложил дежурному по станции Придача, который сообщил машинисту проходящего поезда о критической ситуации. В результате осмотра локомотива выявлено задымление компрессора второй секции электровоза, который был своевременно отключён.

Благодаря грамотным и профессиональным действиям юговосточника предотвращена аварийная ситуация, которая могла привести к пожару в локомотиве, причинению значительного ущерба ОАО «РЖД».

Геннадий Литвиненко не фантазирует, а прогнозирует реальные последствия, которые были бы возможны, если бы компрессор не был отключен:

– Грузовой состав шёл в северном направлении. Ближайшая станция – Отрожка. На пути следования – тоннель. Цистерны с горючим материалом. Да хоть бетонные плиты! Ты не сомневаешься, не анализируешь: порыв один – предотвратить трагедию. И здесь уж не рубаху рвать от бессилия, а предупредить, принять меры, оградить от беды.

– Но ведь, по большому счёту, в ваши обязанности не входит осмотр пролетающих мимо составов. Главное – обеспечение комфорта пассажиров, за остальным пусть следят соответствующие структуры. Распределение функций, кажется, логично?

– Я железнодорожник! Мелочей нет и быть не должно, как и закрытия на них глаз. Есть технологический процесс на вокзальных комплексах. Как руководитель я обязан проводить утром осмотр вверенной мне территории. А территория – это всё, что охватывает мой взгляд, все те недостатки, которые я могу и обязан устранить. Мы делаем одно общее дело, работая в одной структуре.

– Но должны же быть определённые знания, образование, чтобы что-то исправить, предотвратить?

– Иные всю жизнь учатся на врача, а дар целительства к ним не приходит. Можно приводить массу примеров по различным профессиям. Я не имею в виду узконаправленные специальности, но в данном случае… Зачем мне иметь диплом осмотрщика вагонов, если зрение, слух, обоняние присутствуют? И вы можете увидеть возгорание, почувствовать запах дыма, услышать биение подшипника, колёсной пары, скрежет. А поезда, стальная магистраль – это у меня уже в крови. Детство прошло в железнодорожных казармах станции Пухово. Дедушка по маминой линии был путевым обходчиком. Мама всю жизнь проработала в Лискинской дистанции пути. Тёща, тесть – все железнодорожники. Жена Людмила, дочка Лилия тоже работали в железнодорожной структуре. Сыну Егору идёт 14-й год. Глядя на мои хлопоты, переживания, трудовой график, пока большого желания продолжить династию не имеет. А вот трёхлетний внук Илья явно пойдёт по семейным стопам. Услышав приближение поезда, бросает игрушки. Бежит с восторженным взглядом встречать состав. Узнаю себя в детстве. Восторг во взгляде не пропал, но к 50 годам и профессионализм выработался. По-прежнему встречаю-провожаю поезда даже на отдыхе. Встанет машина у шлагбаума переезда – выхожу. Жена уже знает: пошёл смотреть – вдруг что, где по ходу следования неисправно. Всегда взмахом руки приветствую машинистов. Тяжёлая, ответственная у них работа. И в этой работе все мы им должны помогать.

Сельский паренёк Геннадий окончил Лискинский железнодорожный техникум по специальности «Механизация грузовых работ на транспорте». Служил в группе Советских войск в Германии. Гвардейская артиллерийская бригада. Он – заместитель командира взвода автомобилистов. В боевой готовности стояли на границе с ФРГ.
После армии пришёл рабочим на станцию Придача в дистанцию погрузочно-разгрузочных работ. Поступил в институт, расширил спектр знаний. Дорожная автобаза приняла его опять же на станции Придача дальнобойщиком седьмой колонны. Стал мастером по ремонту и эксплуатации машин и механизмов, отвечал за сотню тракторов. Инженером по безопасности движения выезжал на технические осмотры от администрации Центрального района города Воронежа. Пригласили на работу в дистанцию гражданских сооружений. Как бы ни было горько расставаться с родным коллективом – надо было решать квартирный вопрос. Труд на новой работе позволил через два года въехать в собственную квартиру.

Реформы на железной дороге выводили из структуры дочерние организации. А он не хотел за пределы: он – кровный железнодорожник. Руководство пошло навстречу, зная профессионализм, ответственность за любое дело, взятое человеком под свой контроль. Уже имелось много поощрений, Благодарностей от начальника дороги, именные часы.

Три года назад он вступил в должность начальника вокзала.

– Скажем откровенно: у горожан, не без оснований, сложилось далеко не радужное мнение о вокзале станции Придача, – признаёт Геннадий. – Но ведь по крупицам надо идти к вершинам. И есть явный прогресс: на днях открытие нового современного вокзала. Удалось собрать, сплотить прекрасный коллектив. Вместе со мной штат всего 10 человек. Пять дежурных по вокзалу и четыре диктора. Но суть не в количестве работников, а в понимании дела, которому они служат.

Летнее движение интенсивнее. В сутки пропускают до трёх тыс. пассажиров. В среднем вокзал обслуживает около 1450 человек ежедневно. Не простое дело, когда стоянка поездов всего несколько минут. А ведь есть большие организованные группы людей. А престарелые, инвалиды?

– Пассажиров в буквальном смысле слова порой носим на руках, – говорит Геннадий. – Не за награды-благодарности: это работа. Взять эмоции пассажиров на себя, их проблемы, оказать любую помощь. Не нагрубить, войти в положение, понять. Конечно, приятны благодарности от различных организаций и частных лиц за наше отношение… даже не к делу, а к жизни. Ко всем и ко всему надо подходить с душой, подходить так, как хотелось бы, чтобы отнеслись к тебе. 

Геннадий с гордостью показывает фотографии своей мамы, бабушки, дяди Семёна. Комментирует:

– Дядя работал забойщиком на шахте. Кроме нескольких высоких трудовых наград, имеет орден Трудового Красного Знамени. Ему удалось съездить в Польшу к могиле отца, моего деда. Путевой обходчик Тимофей Иванович Шпилёв. Была бронь, шестеро детей, а он ушёл на фронт. Простой красноармеец 117 стрелковой дивизии погиб под Краковом. Погиб за Родину, которую оставил в наследство своим потомкам. Геройство? Нет, жизни смысл!

В День Победы работа не всегда позволяет выйти в город и пройти в рядах Бессмертного полка. Геннадий приносит фотографии родственников в свой рабочий кабинет. И идёт вместе с ними в трудовом полку. Идёт – благодаря им.

Фотография самого Литвиненко – в рядах лучших работников Юго-Восточной магистрали на стенде в управлении дороги. 

К многочисленным поощрениям прибавилась ещё одна награда. Начальником ЮВЖД подписан приказ: начальнику вокзала станции Придача Геннадию Литвиненко за предотвращение беды вручить нагрудный знак «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» второй степени.
Автор: Константин Ефремов