Спасительная инициатива Звезда

Спасительная инициатива

Леонид Головчанский, начальник района контактной сети Ростов-Товарный

За пять лет он прошёл путь от электромонтёра до начальника района контактной сети.

Благодаря инициативе начальника района контактной сети Ростов-Товарный Леонида Головчанского был обнаружен опасный дефект контактной сети – трещина стыкового зажима, которая могла бы привести к серьёзным проблемам в сфере безопасности движения поездов.

Леонид вспоминает тот тёплый апрельский день. На железной дороге бдительность нельзя терять никогда, но и ждать беды всё время тяжело психологически. Ведь не всегда возможно предугадать, где возникнет угроза. 

И тут на помощь приходит интуиция. Бригада Леонида Головчанского в запланированном режиме устраняла недостатки, выявленные при осеннем осмотре комиссией начальника дороги на станции Ростов-Товарный по нечётному пути. На воздушной стрелке №46 меняли стыковой зажим, в котором между контактными проводами образовался зазор более 1 мм. Работы шли по плану, под напряжением, с изолированной съёмной вышки, двухсторонним ограждением сигналистами. Бригада из 6 человек быстро устранила дефект и готовилась перебазироваться на другую часть обслуживаемого участка, и тут Леонид решил проверить аналогичный стыковой зажим в соседнем пролёте. 

И здесь после верховой диагностики выявилось, что и на этом зажиме имеется дефектная трещина, угрожающая безопасности движения поездов. Начальником района контактной сети станции Ростов-Товарный Леонидом Головчанским было принято решение по замене данного стыкового зажима. Не дожидаясь аварийных «окон», специалисты Ростовской дистанции электроснабжения отработали под напряжением с использованием лейтера, без перерыва в движении поездов. Под контролем старшего электромеханика Дмитрия Котовича зажим был успешно заменён электромонтерами Андреем Гончаренко и Александром Помазковым.

По мнению профессионалов, повреждения в случае окончательной поломки соединительного стыкового зажима могли бы быть очень серьёзные: такие как разрыв контактных проводов, обрыв струн, соединителей, устройств одновременного подъёма на воздушной стрелке, разрегулировка стрелки. А далее возникал негабарит контактной сети, и все поезда, следующие по нечётному пути, должны были быть остановлены. Не исключён вариант, что пришлось бы задержать поезда и в чётном направлении. А ведь это главный пассажирский ход дороги. Да и вообще – с электричеством, особенно такой мощности, шутки плохи. 

– Этот стыковой зажим соединяет 2 контактных провода на контактной сети. Исправность каждой такой части крайне важна. Работниками района контактной сети Ростов-Товарный регулярно проводятся осмотры всего участка, периодически подобные дефекты выявляются, но, как правило, на ранней стадии, что даёт возможность произвести замену в плановом порядке. В этом случае ничто не предвещало столь быстрого разрушения зажима и возникновения угрожающей ситуации, – рассказывает начальник района контактной сети Ростов-Товарный.

По словам Леонида Головчанского, подобного случая разрыва зажима в его практике ещё не было. Хотя форс-мажорные ситуации были и не раз. Он вспоминает, как несколько лет назад был случай, когда из-за сильных ливней и гроз рядом с подстанцией Развилка на линии электроснабжения и контактную сеть упал тополь. Бригада срочно отправилась в ночной аварийный выезд. Вводили контактную сеть в габарит, чтобы восстановить пропуск пассажирских поездов. Далее заказывали «окно» и в плановом режиме полностью восстанавливали контактную сеть. 

– В нашей работе необходимо быть бдительным, предвидеть, что на конкретном узле может произойти. Лучше проверить дважды, чем столкнуться потом с серьёзными последствиями, – уверен Леонид Головчанский. 

Что такое безопасность на железной дороге, Леонид знает с детства. Ведь его дед Борис Головчанский много лет проработал начальником Бесланского монтажного поезда во Владикавказе. По его примеру и внук связал свой путь с железной дорогой. Сначала поступил в лицей РГУПСа, потом и в сам университет, на энергетический факультет. В 2011 году успешно его окончил и в 2012 году, после срочной службы в армии, устроился на работу по целевому направлению в район контактной сети Ростов-Товарный электромонтёром. В течение двух лет повысил свой профессиональный разряд с 4-го до 5-го. В 2014 году был назначен на должность электромеханика района контактной сети Ростов-Товарный, осенью 2016 года – на должность старшего электромеханика. С 2017 года Леонид Головчанский – начальник района контактной сети Ростов-Товарный. 
– В моём подчинении сейчас 10 человек: старший электромеханик, два электромеханика, 6 электромонтёров с правом выхода на пути и один электромонтёр-техник без такого права. Эксплуатационная длина участка, который мы обслуживаем, 38 километров, а развёрнутая – 95 километров. Границы участка немаленькие: от станции Зоологический сад до станции Кизитеринка, включая грузовое направление до станции Батайск.  

Коллектив контактной сети на Ростов-Товарной очень сплочённый и дружный. Этому также способствует и совместное увлечение. Практически все они любят футбол. И вдохновляет их, конечно же, Леонид Головчанский. Ведь в недалёком прошлом он игрок футбольного клуба СКА-Ростов. Один из лучших бомбардиров, неоднократный победитель различных областных, всероссийских и международных соревнований. Сейчас он активно выступает за сборную команду СКЖД, представляет нашу дорогу на местных и сетевых соревнованиях. 

– Мы гордимся своим руководителем. Он не только прекрасный спортсмен, человек с активной жизненной позицией, но и настоящий профессио¬нал. Именно его серьёзное отношение к делу, внимательность и в хорошем смысле дотошность способствовали своевременному обнаружению этого недавнего дефекта, – говорит старший электромеханик Дмитрий Котович. 

– За такой молодежью, как Леонид Головчанский, – будущее нашей отрасли. Ведь не случайно он так быстро продвинулся по службе, – считает начальник дистанции Алексей Чекрышев. – У него отношение к делу, как у настоящего кадрового энергетика-железнодорожника: ответственное, взвешенное, предусмотрительное. 
Автор: Юлия Сухарева