На волоске от излома Призыв

На волоске от излома

Наиль Нигаматов, Осмотрщик-ремонтник ВЧДЭ Челябинск

Осмотрщик-ремонтник ВЧДЭ Челябинск предотвратил сход подвижного состава.

Наиль Нигаматов на внутренней стороне диска колеса грузового вагона обнаружил трещину длиной… 753 миллиметра.

Рабочая смена осмотрщика-ремонтника ПТО парка прибытия нечётной системы станции Челябинск-Главный подходила к концу. Надо было осмотреть очередной грузовой поезд на четвёртом пути. Это уже был, примерно, 30-й состав по счёту. До конца смены оставалось чуть больше двух часов. Сказывалась накопившаяся усталость. Тут немудрено и глазу замылиться.

– Бдительность нам терять никак нельзя. Железная дорога полна неприятных сюрпризов, при любых обстоятельствах надо быть начеку и держать ухо востро, чтобы не пропустить дефект. Такова специфика нашей работы, – говорит осмотрщик.

Наиль шёл привычным маршрутом вдоль грузового поезда, скрупулёзно выполняя все технологические операции, предусмотренные регламентом технического обслуживания подвижного состава. Внимательно присматривался к потенциально опасным местам, уделяя особое внимание прежде всего тем, к которым трудно подобраться. Здесь могут скрываться дефекты и неисправности, которые несут в себе угрозу безопасности движения поездов. Подошёл к очередному полувагону, гружённому углем, и сразу обратил внимание на колесо второй колёсной пары справа по ходу движения поезда. Показалось, что обод у него тоньше 40 мм. Пригляделся. Произвёл замер шаблонами толщины гребня и обода. Так и есть. Его худшие опасения полностью подтвердились. Это послужило поводом для того, чтобы обследовать колесо более детально. Сначала тщательно осмотрел наружную сторону диска. Ничего подозрительного. Затем принялся внимательно ощупывать взглядом его внутреннюю часть. И вот здесь он увидел едва заметную полоску на металле. Она шла по кругу колеса и была похожа на трещину. Осмотрщик насторожился: неужели дефект?

– Было ещё светло, но, чтобы развеять возникшие опасения, включил фонарь, а луч направил параллельно колесу. Достал лупу, металлическую щётку и, когда зачистил подозрительное место, окончательно убедился, что это всё-таки трещина. Она была несквозной. С одной стороны, от такой картины у меня всё похолодело внутри, а с другой – испытал чувство удовлетворения от того, что обнаружил самый опасный дефект для колеса. Знаете, даже страшно представить, что произошло бы, если бы вагон отправился дальше, – продолжает подробно рассказывать о своей находке Наиль Нигаматов.

– У меня словно гора с плеч. От хорошо проделанной работы сразу поднялось настроение и усталость как рукой сняло. Выходит, не зря старался! – добавляет вагонник.
Он тут же с чувством исполненного долга сообщил о находке старшему смены Ивану Радица. Вагонник тот опытный, тут же подтвердил диагноз Наиля, не забыв похвалить подчинённого за проявленную бдительность, и дал команду на отправку вагона в текущий отцепочный ремонт. Там колёсную пару сняли и отвезли на обследование дефектоскопистам. Они тоже подтвердили наличие трещины. Да ещё какой! Её длина составила… 753 мм при диаметре колеса 950 мм. Диск был на волоске от излома!

– Молодец, Наиль! Ничего не скажешь. Чётко сработал. Когда получил информацию о выявленной трещине, то буквально вздохнул с облегчением. Диск с такой огромной трещиной – это гарантированный сход. Колесо могло разлететься на куски в любой момент. А если встречный поезд? Да ещё пассажирский? Даже думать не хочется о том, что могло произойти. Мне бы не хотелось ставить под сомнение профессионализм коллег с других ПТО, но трещина была с явными признаками ржавчины, а это значит, что дефект, по всей видимости, просто просмотрели. И если бы ни дотошность Наиля, то последствия могли быть самые тяжёлые, – говорит начальник ПТО нечётной системы станции Челябинск-Главный Сергей Харитонов.

Наиль Нигаматов пришёл в депо в ноябре 2016 года и за столь короткий срок, по мнению руководства, вошёл в число лучших осмотрщиков-ремонтников на ПТО. В прошлом году обнаружил 17 боковых рам с дефектами в радиусе R-55. В этом году на его счету уже 6 боковин с раковинами, появление которых является первым признаком возможного развития трещины.

– Очень старательный вагонник, трудится с большим желанием, охотно учится, строго соблюдает технологию. Одному требуются годы, чтобы обрести хорошую форму, а Наиль стал профессионалом за очень короткий срок. Похвальное стремление к совершенству! Он всегда в боевой готовности и нацелен на поиск дефектов, – характеризует своего подчинённого начальник ПТО Сергей Харитонов.

Наилю Нигаматову 34 года, по специальности автомеханик. Успел поработать в коммерческой структуре, был даже дальнобойщиком. Но всё это, по его мнению, совсем не то. Пришёл к выводу, что надо идти на железную дорогу. В ВЧДЭ Челябинск попал по объявлению, выучился на осмотрщика-ремонтника и быстро втянулся в работу.

– Здесь меня всё устраивает. Привлекает стабильность, социальный пакет. Отличный коллектив. И, конечно, подкупает доброжелательное отношение руководителей к подчинённым, – заключает Наиль Нигаматов.
Автор: Вячеслав Чеботько