Дальневосточная магистраль

Девиз профи – быть всегда начеку

Сергей Лисняк и Валерий Николенко, машинист и помощник машиниста

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Тында.

Лисняк Сергей.jpg   Николенко Валерий.jpg

При следовании локомотивом под состав пригородного поезда на втором пути станции Тында Сергей Лисняк (фото слева) и Валерий Николенко (фото справа) выявили отсутствие тормозного башмака под первой колёсной парой вагона. Такая ошибка сигналиста могла стоить жизни его коллегам – составителям, осмотрщикам вагонов, которые, положившись на его добросовестность, выполняли свои обязанности по обработке поезда. 

За десятилетия работы в грузовом и пассажирском движении этот экипаж неоднократно подтвердил свой высочайший профессиональный уровень. В 2016 году на перегоне Ларба – Эльгакан бригада предотвратила сход подвижного состава, выявив разрыв стыка на пути. 5 февраля 2018 года бригада, подавая локомотив на станцию, в очередной раз проявила бдительность.

– Мы сразу сообщили об отсутствии тормозного башмака, – вспоминает  Валерий Николенко. – Это приспособление нужно, чтобы вагоны оставались на месте, без башмака вагон может покатиться в любой момент. 

Сергей Лисняк и Валерий Николенко работают в тесном тандеме три года, а до этого 18 лет трудились в одной пассажирской колонне. В последнее время их жизнь вошла в нехарактерное для большинства локомотивных бригад размеренное русло. Бригада обслуживает пригородные маршруты Тында – Муртыгит и Тында  – Лопча. А в прошлом у обоих железнодорожников сотни ночей, проведённых вдали от дома, которые можно сложить в целые годы.

– В начале 90-х мы водили поезда по кольцу, – рассказывает Валерий Николенко. – Двумя бригадами выезжали из Тынды сначала до Беркакита, затем на том же локомотиве везли груз до Дипкуна, оттуда – в Верхнезейск и Февральск, а уже только потом в Тынду. Такое турне в тепловозе занимало до пяти дней.

В своей пассажирской колонне Лисняк и Николенко считаются аксакалами. В копилке воспоминаний Сергея Андреевича есть история о том, как он вёл бронепоезд с корейским лидером Ким Чен Иром от станции Хасан до Улан-Удэ. Даже Владимир Путин в рамках визита в Амурскую область стал одним из пассажиров Лисняка.
 
Юктали – особая точка на карте биографии машиниста. Именно здесь он дважды предотвратил наезды на людей – подвыпивших школьников и эвенка-охотника, продававшего на путях соболиные шкурки. В списке спасённых жизней есть и дикие звери.

– Три дня назад на перегоне Беленькая – Сети пришлось тепловозным гудком пугать двоих пестунов, – рассказывает локомотивная бригада. – Годовалые медведи с любопытством разглядывали приближающиеся поезда. Мы рады, что косолапые спаслись.

Сергей Лисняк – машинист первого класса, как участник боевых действий в Афганистане награждён медалью «За отличие в охране государственной границы». В системе РЖД Лисняк известен как «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов». Его помощник Валерий Николенко, прежде чем стать рулевым магистрали, после службы на флоте трудился машинистом штукатурной станции. Железнодорожник строил тындинский вокзал и локомотивное депо. Каждый раз, возвращаясь из очередной поездки, Валерий Михайлович вспоминает, как по шлангам подавал раствор на 48-метровую высоту. 

– Нам с Валерой на двоих 106 лет, мы оба давно пенсионеры, но работа нас не отпускает, – говорит машинист Лисняк. – Ещё годик поработаю и думаю завершить карьеру машиниста, хотя, если честно, уже не представляю свою жизнь без железной дороги.
Автор: Вера Григорьева