Награда – венец многолетнего труда Забайкальская магистраль

Награда – венец многолетнего труда

Евгений Цура, начальник Белогорской дистанции СЦБ

Начальник Белогорской дистанции СЦБ Евгений Цура за 17 лет не раз признавался лучшим руководителем на ЗабЖД.

В мае 2018 года начальнику Белогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Евгению Цуре вручили высшую награду железнодорожной отрасли – знак «Почётный железнодорожник ОАО РЖД». Евгений Андреевич больше 17 лет возглавляет это предприятие и дважды признавался лучшим руководителем на Забайкальской железной дороге.

Евгений Андреевич становился лучшим руководителем на Забайкальской железной дороге два раза – в 2003 и 2008 годах. А в 2016 году он участвовал в конкурсе профессионального мастерства, который проходил на базе Инженерного центра ЗабЖД. Тогда в конкурсе приняли участие семь начальников дистанций СЦБ Забайкальской железной дороги. В числе испытаний была и оценка уровня профессиональных компетенций руководителей дистанций, уровня их знаний Правил технической эксплуатации железных дорог, нормативных правовых актов и документов ОАО «РЖД», регулирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Также с помощью заданий, разработанных специалистами службы, было проверено владение практическими навыками. Завершался конкурс оценкой результатов деятельности предприятий и написанием руководителями эссе. И в номинации «Лучший руководитель дистанции сигнализации, централизации и блокировки» победителем стал Евгений Цура.

Коллектив Белогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки не раз становился победителем отраслевого соревнования.

И сам Евгений Андреевич имеет немало наград, включая знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Но всегда железнодорожник будет помнить свою первую награду, пусть не столь значительную, но запомнившуюся. Её он получил ещё во время обучения в Белогорском техническом училище №12. В студенческом конкурсе «Золотые руки» он занял первое место, и его наградили настольными часами.

Но, конечно же, самой знаковой для Евгения Цуры стала высшая награда отрасли – звание «Почётный железнодорожник ОАО РЖД». Её он получил в этом году. Знак Евгению Андреевичу вручил начальник ЗабЖД Александр Скачков в ходе весеннего комиссионного осмотра хозяйств Свободненского региона. Звание «Почётный железнодорожник ОАО РЖД» – это результат многолетнего труда Евгения Андреевича, признание его вклада в отрасль.

Евгений Цура родился в 1960 году в Казахстане, куда его родители отправились по комсомольской путёвке.

– В то время в Казахстане шла всесоюзная стройка – в городе Темиртау Карагандинской области строили большой металлургический комбинат, – говорит Евгений Цура. – И мои родители участвовали в строительстве этого комплекса.

Название города Темиртау переводится с казахского как «Железная гора». Другое популярное имя города – «Казахстанская Магнитка». Сегодня бывшая всесоюзная стройка, АО «АрселорМиттал Темиртау», является крупнейшим в Казахстане металлургическим производством и градообразующим предприятием Темиртау.

– В Казахстан мои родители приехали с Дальнего Востока, потом вернулись обратно, – сказал Евгений Андреевич. – Отец работал в Белогорске на заводе «Амурсельмаш» главным энергетиком. И мне он привил любовь к электричеству, научил пользоваться измерительными приборами, чинить электроприборы. Свою первую розетку я починил, наверное, лет в десять.

Именно поэтому, когда встал вопрос выбора профессии, то молодой человек поступил в Белогорское техническое училище №12 на специальность электромеханика средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

– Мы учились на базе десяти классов два года, и это тогда приравнивалось к получению образования в техникуме, – рассказывает железнодорожник. – В то время это было серьёзное училище с весомой профессиональной подготовкой. Жаль, что сегодня учебное заведение прекратило своё существование.

В Белогорской дистанции СЦБ до сих пор работают электромеханики с дипломами этого техучища, и трудятся они не хуже специалистов с дипломами о высшем образовании.

– Так получилось, что я оказался первым железнодорожником в своём роду, – подчеркнул Евгений Цура. – Но все мои сыновья, можно сказать, пошли по моим стопам. Старший, Андрей, возглавляет Белогорское эксплуатационное вагонное депо. Средний, Александр, трудится машинистом в Белогорском эксплуатационном локомотивном депо. А младший, Алексей, работает в Белогорской дистанции СЦБ электромехаником на станции Белогорск-2. В этом году он заканчивает обучение в вузе, защищает диплом.

В 1979 году, после окончания технического училища №12, Евгений Андреевич пришёл в Белогорскую дистанцию связи на должность электромонтёра СЦБ, но вскоре его призвали в армию. Служить Евгению Андреевичу довелось на Дальневосточном флоте, в морской пехоте. И служба в особом роде войск, однозначно, повлияла на становление характера железнодорожника. Строгую армейскую дисциплину он перенёс и в работу, предъявляя требовательность не только к себе, но и к подчинённым.

В 1981 году Евгений Цура вернулся из армии, и тогдашний руководитель Белогорской дистанции связи (в то время связь и СЦБ составляли единое целое) Сергей Дзюба предложил ему продолжить обучение в Хабаровском институте железнодорожного транспорта на очном отделении. И молодой человек сразу согласился.

Для Евгения Цуры учёба ХабИЖТ была как бы приложением к обучению в училище, так как основные знания он приобрёл в ТУ-12. Железнодорожник считает, что именно в училище ему «заложили фундамент» профессии, научили разбираться в схемах, работать со стендами.

– Конечно, в любом случае обучение в вузе пошло мне на пользу, дало новые знания, – отметил он. – Особенно нравились мне предметы по специальности, практические занятия. После школы у меня был долгий перерыв – училище и два года службы в армии, поэтому поступать в институт пришлось только после учёбы на подготовительных курсах.

В ХабИЖТ Евгений Цура учился фактически почти шесть лет. В 1987 году он вернулся в Белогорск уже дипломированным специалистом.

– Сразу после училища, пока не призвали в армию, мне удалось поработать электромонтёром СЦБ, – напомнил железнодорожник. – Но после окончания вуза я продолжил свой трудовой путь уже электромехаником на станции Белогорск-1. Потом был дежурным электромехаником на станции Белогорск-2. Моим главным наставником считаю почётного железнодорожника Евгения Духовного, он работал старшим электромехаником на станции Белогорск-2.

Когда Евгений Андреевич отработал некоторое время дежурным электромехаником, руководство дистанции отправило его приобретать практический опыт работы на участок Украина – Серышево – Арга. Там он работал старшим электромехаником. Для него это был самый увлекательный период работы, включавший в себя много практических дел. Следом был такой же опыт, но уже на другом участке дистанции.

Имея виды на перспективного работника, начальник дистанции готовил Евгения Цуру к дальнейшему продвижению по служебной лестнице. После непродолжительной работы в должности заместителя начальника Белогорской дистанции связи он в 2001 году становится её руководителем. А в 2006 году, когда специалисты автоматики и телемеханики были выделены в отдельную дистанцию, находящуюся в подчинении службы автоматики и телемеханики, Евгений Андреевич возглавил Белогорскую дистанцию СЦБ. Он остаётся её бессменным руководителем и сегодня.

– Наш руководитель, можно сказать, прошёл все ступеньки профессионального роста, – подчеркнул специалист по работе с персоналом Белогорской дистанции СЦБ Александр Ильин. – И именно поэтому он разбирается во всех тонкостях работы.

Трудясь на предприятии, Евгений Цура воспитал немало отличных специалистов, но сам особо отмечает Сергея Стибу, который нынче трудится первым заместителем начальника службы автоматики и телемеханики ЗабЖД.

За долгие годы работы на транспорте Евгений Цура не разочаровался в профессии. Сегодня он находит её всё так же интересной и увлекательной.

– Порой встречаются такие отказы, что, ища причину, буквально ломаешь голову, – сказал он. – Зато когда найдёшь её, то чувствуешь настоящее удовлетворение. Профессия специалиста СЦБ постоянно развивается.

Но, к слову, хотелось бы, чтобы в границах Белогорской дистанции СЦБ она развивалась чуть быстрее. Больше всего на ЗабЖД старого оборудования именно у белогорцев.

– У нас в дистанции две малодеятельные ветки – Райчихинская и Поярковская, – пояснил Евгений Цура. – И там используются ещё даже замки Мелентьева – оборудование, которое можно спокойно отправлять в музеи.

Конечно, в дистанции внедряют различные новшества. К их числу относится микропроцессорная централизация станции Домикан, релейно-процессорная централизация станции Белогорск-1. Но этого мало. Белогорцы, продолжая работать на старых устройствах, жаждут больше новых.

– Радует то, что на 2019 год у нас запланировано много работ, в том числе капитальный ремонт горки на станции Белогорск-2, включая смену замедлителей, которые уже давно требуют замены – заметил Евгений Цура.

Не забывает Евгений Цура о семье и отдыхе.

Работа отнимает очень много времени, поэтому нечастые вылазки на природу становятся настоящим праздником, – признаёт Евгений Цура. – Охота и рыбалка всегда были и остаются для меня лучшим видом отдыха. Но удаётся это делать не часто, во время отпуска. Стараюсь также по мере возможности уделять время семье, а особенно внукам, их у меня трое.
Автор: Александр Потапов