Без тяжёлых последствий Московский железнодорожник

Без тяжёлых последствий

Сергей Лазарев, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Бекасово Московской дирекции инфраструктуры

Осмотрщик-ремонтник вагонов проявил во время смены бдительность, обеспечив тем самым безопасность движения.

На селекторном совещании, состоявшемся в канун Дня Победы, начальник столичной магистрали Владимир Молдавер вручил знак «За безопасность движения на Московской железной дороге» осмотрщику-ремонтнику вагонов эксплуатационного вагонного депо Бекасово Московской дирекции инфраструктуры Сергею Лазареву.

Как написано в приказе, он отмечен «за существенный вклад в повышение эффективности производственной и финансово-экономической деятельности, качественное выполнение производственных заданий, проявленную бдительность и находчивость при предотвращении нарушений безопасности движения поездов, которые могли бы привести к тяжёлым последствиям».

Каждое слово в данной формулировке несёт определённую смысловую нагрузку. Ведь то, что благодаря настойчивости человека не произошло беды, – совершенно очевидно. А что если бы он повёл себя в сложившейся ситуации по-другому? Сколько потерь понесли бы железнодорожники и в имиджевом плане, и в финансовом? Об этом остаётся только догадываться. Сам же герой считает, что он лишь выполнил всё, что от него требовали инструкции.

– Об обеспечении безопасности движения у нас говорится постоянно, – рассказывает Сергей. – И на планёрках, и на технических занятиях. Да и в так называемых курилках наряду с бытовыми проблемами это одна из основных тем. Кажется, разбуди осмотрщика среди ночи, и он начнёт с безопасности. Вот и мне уже приходилось рассказывать ребятам, как при осмотре вагона почувствовал что-то неладное, как действовал в тот весенний день.

Во время нашего разговора Сергей не блистал красноречием, на вопросы отвечал достаточно кратко. Возможно, среди коллег он более разговорчив. Ведь с ними Лазарев говорит на одном языке, да и нужны эти подробности для пользы делу. Профессионалам важны детали. На что обратил внимание в первый момент? Как действовал? Ведь несмотря на то что со временем в арсенале вагонников появляется новый инструментарий, опыт и ответственность по-прежнему определяют успех.

В тот день Сергей Лазарев вышел на смену в 8 часов утра. Спустя примерно час он начал осматривать транзитный поезд, прибывший в Бекасово со стороны Брянска.
– Шёл вдоль вагонов, всё было нормально, – вспоминает он детали того утра. – Состав стоял на 19-м пути парка «В». Один вагон, другой, третий. Ничего такого, что вызвало бы подозрения, не заметил.

Сергей добрался почти до середины, как вдруг взгляд «споткнулся» на том, что отсутствовала тормозная колодка. Любой, кто связан с движением, знает, что хорошее состояние тормозов, будь то поезд или автомобиль, – основа безопасности. А тут... Впрочем, одной колодкой дело не заканчивалось.

– Всё колесо было выщерблено, – продолжает мой собеседник. – Ударил по нему молотком. В ответ – глухой звук. Бросилось в глаза и то, что металл был проржавевший. Но трещины я не увидел. Отстучал другое колесо. Ни-че-го.

Возможно, иной на этом бы и остановился. Но не Сергей Лазарев. Опыт и природная настырность подсказывали ему, что проблема гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Не отягощённый лишним весом осмотрщик достаточно легко подлез под поезд и с другой стороны увидел на колесе трещину.

– Теперь на все 100% я был уверен в своих дальнейших действиях, – говорит Сергей. – По рации сообщил оператору о том, что у второй колёсной пары выявил с левой стороны трещину в диске колеса длиной 320 мм.

Что было дальше, хорошо известно. Поезд разъединили, вагон отцепили, брак впоследствии ликвидировали. А Сергей Лазарев продолжил выполнять свои обязанности, проходя мимо прибывающих поездов.

Сергей Лазарев трудится в эксплуатационном вагонном депо Бекасово восемь лет. На железную дорогу он пришёл не сразу. Жил в Калуге, после окончания школы несколько лет работал в качестве водителя на различных, в том числе частных, предприятиях. Особых моральных и материальных дивидендов от этого не получил. А весной 2010-го и вовсе лишился работы – индивидуальный предприниматель закрыл своё дело и в услугах водителя больше не нуждался. Некоторое время молодой человек искал, куда бы устроиться. Помог совет одного из друзей.

– А почему бы тебе не попробовать поступить в наше депо, – предложил тот. – Вот я в своё время устроился и не жалею. Стабильная зарплата, оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии.

– После работы на частника, где ничего этого не было, я воспринимал сказанное без особого доверия, – вспоминает сегодня Сергей. – К счастью, всё оказалось именно так.
Лазарев пришёл в отдел кадров депо Бекасово. Здесь ему предложили в перспективе должность осмотрщика-ремонтника вагонов. Но сначала следовало поработать слесарем по ремонту подвижного состава, с последующей подготовкой на профессию осмотрщика-ремонтника вагонов в Московском колледже железнодорожного транспорта. Оказалось, что такой подход к делу вполне логичен.

– Я получил и знания, и опыт. Вагон стал для меня не чем-то абстрактным, а вполне понятной единицей подвижного состава, – рассказывает Сергей. – Очень помог мне тогда и наставник, к которому прикрепили на первых порах, – Тимур Зольников. Вспоминаю его добрым словом. Вообще в нашем депо сложился хороший производственный микроклимат. Мы делимся своими наработками друг с другом. Два года нахожусь под руководством мастера Владимира Иванова. И о нём, и о своих коллегах, в первую очередь о тех, с кем работаю постоянно – Виталии Колганове, Сергее Алёшине, могу сказать только хорошее.

В свою очередь Владимир Иванов отзывается о Лазареве, как о добросовестном, надёжном человеке.

– Сергей гармонично влился в смену. У него есть желание работать, повышать свой производственный уровень, – говорит он.

Уроки, полученные на первых порах, дали хорошие результаты. Сегодня уже Сергей Лазарев входит в число опытных специалистов своего дела. Вот и случай, который мы описали в начале материала, уже не первый в его практике. В ноябре 2014 года Лазарев обнаружил трещину в боковой раме. Тогда его отметили часами начальника Московской железной дороги. Так же, как и нынче, награду вручал Владимир Молдавер в этом же зале управления МЖД.

За время, что наш герой, которому сейчас 32 года, трудится в депо Бекасово, сложилась и его семейная жизнь. В июле этого года исполнится семь лет старшей дочке Алине. Сейчас она готовится к школе. Учится, впрочем, и сам Сергей – в Калужском железнодорожном техникуме. А 30 мая у Алины появилась сестрёнка. Так что финансовая «подпитка» знака «За безопасность движения на Московской железной дороге» для семьи Лазаревых как нельзя кстати.

– Такие ребята, как Сергей, мало говорят, но много делают, – уверен заместитель начальника службы управления персоналом Московской дирекции инфраструктуры Александр Горбач. – Они создают основу для дальнейшего развития отрасли и компании. На мой взгляд, символично, что награду Сергею Лазареву вручили перед Днём Победы. Это свидетельство того, что традиция обеспечения безопасности движения на железной дороге сохраняется и сегодняшними поколениями железнодорожников.
Автор: Вера Чубарова