Привычка быть бдительным Куйбышевский железнодорожник

Привычка быть бдительным

Алексей Панасин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка

Внимательность машиниста из Рузаевки помогла предотвратить угрозу безопасности движения поездов.

За проявленную бдительность, позволившую предотвратить угрозу безопасности движения поездов, Алексея Панасина наградили знаком «За безопасность движения».

Руководство предприятия приняло решение ходатайствовать о награждении Алексея отраслевым знаком по многим причинам. В том числе и за грамотные действия, проявленные локомотивной бригадой во время очередного рейса, позволившие избежать тяжёлых последствий.

Случилось это 10 сентября прошлого года. Панасин вёл пассажирский поезд №119 Саранск – Москва. При выходе со станции Ковылкино в середине  встречного грузового  состава он заметил  вагон-цементовоз с открытым разгрузочным люком.

«Было утро, видимость хорошая, – вспоминает наш герой рубрики «Доска Почёта». – Я заметил, что из люка на верхнее строение пути сыпется вещество, по внешнему виду похожее на муку. Причём скорость высыпания была приличной, пыль буквально столбилась».

Непосвящённому в вопросы безопасности движения на железнодорожном транспорте человеку, такая картина вполне себе может показаться безобидной. Но вы только вдумайтесь, к каким последствиям может привести подобная ситуация, если на верхнее строение пути, к примеру, будет сыпаться какое-нибудь минеральное удобрение или химикат?! Они тотчас же могут вступить в реакцию с материалами, из которых изготавливаются рельсы или шпалы! Исход, конечно, в таком случае непредсказуем. 

Именно так подумал наш машинист, и как положено по инструкции, незамедлительно связался по радиосвязи с коллегой из встречного поезда и дежурным по станции Ковылкино. Кстати, потом выяснилось, что на путь сыпалась вовсе не мука, а цемент! 

«Даже на небольшой остановке могло высыпаться приличное количество вещества. А это уже грозит сходом с рельсов вагона. Да и экономический ущерб немаловажен – за потерянный объём груза как его получатель, так и отправитель наверняка предъявили бы претензии к ОАО «РЖД». В таких ситуациях медлить, а уж тем более проявлять безразличие, – просто недопустимо», – говорит Алексей. 

К его словам больше и добавить нечего. Машинист, по большому счёту, это последнее и очень важное звено в железнодорожной цепочке. Тот, кто ещё может успеть устранить недочёт, заметить ошибки путейцев, контактников, вагонников. После него это сделать уже некому. Поэтому бдительность – долг машиниста, а сверхбдительность – это уже черта профессионала. Алексею Панасину она, безусловно, присуща.

Он по природе вообще очень педантичный человек. Всегда тщательно проверяет техническое состояние локомотива перед рейсом, осматривает все узлы и агрегаты. Первым делом обращает внимание на ходовую часть, тормозное и автосцепное оборудование, от которых зависит безопасность движения. 

В пути следования с высоты кабины локомотива ему отчётливо виден результат труда работников смежных служб – путейцев, энергетиков, связистов, работников СЦБ и движенцев. Он зорко подмечает всё, даже самые незначительные дефекты. А по возвращении из поездки берёт в руки книгу замечаний машиниста и делает соответствующие записи.

«Чаще всего причиной выявленных нарушений является пресловутый человеческий фактор, – делится наблюдениями железнодорожник. – Мне регулярно приходится фиксировать нарушения по системе «Человек на пути», причём как на нашей, так и на соседней – Московской дороге.  Как правило, недостатки устраняются. Но всё равно нередки случаи, когда на сигналистах отсутствуют сигнальные нарукавники, или осмотрщик вагонов, принимающий поезд «с ходу», находится вне зоны «островка безопасности». Я дотошный, считаю, что в вопросах безопасности мелочей не бывает».

Такая активная жизненная позиция и неравнодушие машиниста Панасина не остались незамеченными, недавно его избрали общественным инспектором по безопасности движения. Он автоматически замечает нарушения, все отклонения от нормативных требований, которые могут отрицательно повлиять на результаты в обеспечении безопасности движения и охраны труда.

На магистрали наш герой трудится уже 15 лет. Как и многие мальчишки, выросшие в Рузавеке, с детства мечтал стать машинистом. К тому же на железной дороге трудилась и его мама, Надежда Анатольевна. Она работала проводником.

После окончания железнодорожного училища в 2003 году Алексей устроился в эксплуатационное локомотивное депо Рузаевка. Начинал помощником машиниста в грузовом движении. Делать первые шаги в профессии ему помогали машинист Владимир Данилкин и инструктор по обучению Михаил Кармишин.

Три года хватило для того, чтобы «обкататься» и пересесть за правое крыло локомотива. С тех пор в рейсах пройдено много тысяч километров, и они принесли немало ярких мгновений. Без отрыва от производства Алексей с отличием окончил Пензенский техникум железнодорожного транспорта. В 2009 году перешёл работать в пассажирское движение. 

«Каждая поездка – это событие, требующее максимальной собранности и ответственности, – говорит о своей работе машинист. – В пути, в первую очередь, думаешь о жизни и здоровье людей, которые находятся в поезде.  Главное – чётко соблюдать все правила управления локомотивом и уметь анализировать окружающую обстановку. Тогда поездка будет безопасной».

Алексей Панасин убеждён, что в рейс всегда нужно отправляться в хорошем настроении, а в дороге  сохранять спокойствие, выдержку и рассудительность. Это помогает на протяжении всего маршрута чувствовать себя уверенно. 

«Работать машинистом может не каждый, нужен особый склад характера, – считает он. – Много с чем приходится мириться. Например, мне очень редко удаётся встретить Новый год дома, с семьёй. Праздничные фейерверки и гулянья обычно вижу из кабины локомотива». 

К непростому графику работы железнодорожника его близкие уже привыкли. Тем более, его супруга Марина из этой же плеяды. Она не просто вместе с ним работает в эксплуатационном локомотивном депо Рузаевка, она – инженер по безопасности движения. 

«Замечаний и претензий к Алексею у меня нет, – улыбается Марина. –  И совсем не потому, что это мой муж. Просто он, действительно, трудится добросовестно, без нареканий, чётко выполняет правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции. Он пользуется авторитетом в коллективе, охотно делится опытом с молодыми работниками. Бывает, что и я по каким-то рабочим моментам консультируюсь у него».

Марина тоже из семьи железнодорожников. Её отец, Владимир Чичеватов, долгое время работал в депо, пройдя путь от помощника машиниста до заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам. Брат Марины, Александр,  работает в дирекции аварийно-восстановительных средств.

«Получается, что профессия железнодорожника у нас семейная, – говорит Алексей. – И мы будем только рады, если наши дочки – Настя и Алёна – продолжат династию. Уже сейчас они проявляют определённый интерес к магистрали, интересуются особенностями нашей с Мариной работы, расспрашивают».
Автор: Светлана Мяченкова