Университеты Юрия Севостьянова Восточно-Сибирский путь

Университеты Юрия Севостьянова

Юрий Севастьянов, заместитель начальника Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей

Каску отца, строившего знаменитый тоннель, будущий лучший знаток правил технической эксплуатации примерил в школьном возрасте.

Встретиться с заместителем начальника Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Юрием Севостьяновым – «задача на Нобеля».

То он в Слюдянке, то в Иркутске, то на Байкальском тоннеле, то на Мысовых. А сейчас, когда он исполняет обязанности начальника ПЧ-24, времени на разного рода встречи и беседы у него стало вообще в обрез. Тем не менее мы уложились в отмеренные им минуты до очередного селектора.

По стопам отца-тоннелестроителя
На недавнем апрельском конкурсе-викторине среди работников и командного состава дирекции инфраструктуры Юрий Владимирович занял первое место. Его наградили именными часами начальника дирекции и удостоили звания лучшего знатока Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог России. А 16 мая состоялось дорожное мероприятие такого же плана, где наш герой вошёл в число призёров и был отмечен званием «Эксперт в знании ПТЭ».

Его солидные теоретические познания подкреплены многолетней практикой на подземных горизонтах. Юрию и его брату-близнецу Дмитрию исполнилось всего десять годков, когда они с родителями прибыли на БАМ, и не просто на БАМ, а в легендарный Северомуйск.

Отец, Владимир Дмитриевич, строил 15-километровый тоннель-гигант. Прошёл путь от проходчика до главного инженера ТО-19. Мама, Ирина Павловна, трудилась в том же отряде табельщицей. Так что братья были в курсе всех дел большой подземной стройки, не раз они примеряли отцовскую каску и прочую подземную амуницию…

После окончания средней школы Юрий по совету отца пошёл в ТО-19. 17-летнего паренька приняли на должность слесаря-ремонтника. Поработал он несколько месяцев под землёй, а затем пошёл в армию – в одной из частей ВВС строил взлётно-посадочные полосы под Петрозаводском и Мурманском. А вернувшись на гражданку, рядовой запаса Юрий Севостьянов ни минуты не сомневался насчёт того, куда пойти работать. Конечно, в родной 19-й тоннельный отряд. В отделе кадров его оформили слесарем по сборке металлоконструкций. Затем, со временем, он поработал и горнорабочим, и горным мастером ТО-21.

«Ничего героического»
После образования Северомуйской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-28) он устроился там мастером. Его немалый опыт и организаторские способности были отмечены руководством: вскоре он стал начальником участка, а затем и заместителем начальника ПЧ-28. С 1 августа 2010 года по настоящее время он трудится в должности заместителя начальника Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-24).

Его брат-близнец Дмитрий продолжает работать на Северомуйском тоннеле. Напомним нашим читателям, что этот 15-километровый подземный коридор строился более 26 лет. И в этом долгом и трудном пути сквозь горы и годы строители упорно шли вперёд, порой теряя товарищей в страшных подземных катастрофах. Скорбная статистика свидетельствует: всего за годы строительства большого тоннеля погибло более полусотни человек. И когда сегодня Юрий Владимирович с некоторым смущением говорит, что ничего героического в жизни не совершал, мне хочется возразить: да практически каждый день, проведённый в непроглядной тьме строящегося тоннеля-гиганта, можно считать подвигом – без всякого преувеличения.

Как-то в одной из подземных горных выработок Северомуйского меня предупредили: мол, в этом месте очень опасно, нужна особая бдительность – буквально вчера от неукреплённого свода оторвалась пятитонная гранитная глыба и раздавила человека насмерть. Ощущения были жутковатые – это ведь только дурак ничего не боится…

– Да, в те времена задачи перед нами стояли сложные, трудные, но мы, молодые, быстро перенимали опыт наших старших товарищей в борьбе с различными чрезвычайными ситуациями и всегда находили оптимальные решения, – отмечает мой собеседник.

Ещё один позитивный момент того, советского, периода в жизни нашей страны: человек труда, в просторечии – работяга, был в чести, в почёте:

– Прошла, скажем, бригада определённый отрезок тоннеля досрочно – тут же, в голове забоя, без всякого промедления организовывался торжественный митинг, вручались награды, премии и ценные подарки. И шампанское игристое пенилось в касках.

Век учись
В 2000 году Юрий Севостьянов окончил Сибирский госуниверситет путей сообщения по специальности «Мосты и транспортные тоннели». И с тех пор он почти непрерывно повышает свою квалификацию. В 2010-м прошёл профессиональную переподготовку в ИрГУПСе по теме «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте». В 2012-м в том же вузе постиг тонкости системного менеджмента качества. Ещё через три года там же прошёл предаттестационную подготовку руководителей и специалистов по промышленной безопасности.

В 2016-м уже в Российской академии путей сообщения изучил основы менеджмента безопасности движения. Был участником программы повышения квалификации руководителей холдинга «РЖД» «Корпоративный лидер». В 2017-м в Московском госуниверситете путей сообщения повысил свою квалификацию по теме «Гражданская оборона на железнодорожном транспорте».

Так что спецподготовку мой собеседник прошёл солидную и многогранную. И это, разумеется, самым благотворным образом сказывается на работе коллектива Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-24).

– По итогам трудового соревнования в 2016–2017 годах наша дистанция неоднократно входила в число призёров соревнований различного уровня – за достижение высоких показателей. И в этом есть немалая заслуга Юрия Владимировича, – подчёркивает начальник ПЧ-24 Виктор Хлюпин. – Хорошая теоретическая подготовка и умение работать с людьми позволяют ему качественно организовать деятельность начальников участков и тоннельных мастеров.

Юрий Севостьянов вместе с супругой Ириной Викторовной воспитывают двух детей. Сын Максим – студент-второкурсник НГТУ, учится на программиста, дочка Алина ходит в детский сад.

Любимые виды спорта у главы семейства – бег и футбол. Не упустит возможности поупражняться на перекладине. Семья обожает прогулки по лесу, отдых на берегу Байкала и таёжные походы по грибы-ягоды.

Правда, в июле нынешнего года времени на все эти утехи будет ещё меньше обычного: надо быть в Екатеринбурге на общесетевом конкурсе-викторине на знание ПТЭ железных дорог. Коллектив родной дистанции, семья и друзья будут с нетерпением ждать его возвращения. И непременно с победой.
Автор: Сергей Ринчинов