Бдительность – мать безопасности Куйбышевский железнодорожник

Бдительность – мать безопасности

Сергей Лисин, машинист электропоезда 1-го класса моторвагонного депо Безымянка

Машинист из Чапаевска предотвратил наезд электропоезда на пятилетних детей.

Редакция газеты решила немного опередить события, встретившись с Сергеем Константиновичем до этого торжественного момента. Пообщавшись с машинистом, стало очевидно, что Лисин достоин быть не просто героем наших очерков о людях труда, но и героем нашего отраслевого конкурса «Доска Почёта». Награждают Сергея Константиновича не только за профессиональные достижения, но и за самоотверженность и умение совершать поступки.

Майским вечером 2018 года рабочая смена Сергея Лисина начиналась как обычно. Из Самары вышли точно по графику, электропоезд стремительно домчался до станции Курумоч, а после непродолжительного отстоя взял курс на Безымянку.

Ничто  не предвещало происшествий. Пассажиры на остановках деловито входили-выходили из электрички. Дорога была приятной. Даже меломанов в наушниках, которые попадаются на путях чуть ли не каждый день, не наблюдалось. Смеркалось. Сергей посмотрел на часы: через 10 минут они должны прибыть на станцию Средняя Волга. Впереди появился изгиб железнодорожного полотна, на горизонте виднелись домишки частного сектора. И вдруг после очередного поворота Лисин заметил двух беспечно игравших на рельсах мальчишек, совсем маленьких, не старше 5 лет. Пронзительный гудок и скрип тормозов напугали детей, но вместо того, чтобы сигануть с полотна, ребята что есть духу припустили впереди электрички.

Внутри машиниста всё похолодело. Он понимал, что даже несмотря на экстренное торможение, поезд может догнать малышей. Лисин видел, как к железнодорожному полотну от ближайших гаражей с криками метнулись взрослые, видимо, родители. А через мгновение один из мужчин, прыжками, достигнув путей, в секунду сгрёб ребятишек в охапку и вместе с ними выкатился за пределы полотна, и в ту же секунду электропоезд остановился. 

Сергей Константинович, сам отец троих детей, в первые минуты не то что не смог отчитать нерадивых взрослых, ему сложно было даже просто привстать с кресла. 

Оказалось, отцы детей с приятелями собрались в одном из гаражей на дружеские посиделки, мужчины прихватили с собой сыновей. Видимо, решив с детства приобщить наследников к мужским радостям. Но почему-то никто не обратил внимания, что ребята ушли играть на рельсы. Кто знает, чем закончилась бы эта история, если бы не профессионализм локомотивщиков Куйбышевской магистрали.

Надо сказать, что за двадцать с лишним лет работы в депо Сергей насмотрелся всякого. Он водил скорые пригородные электропоезда и в Пензу, Инзу, Абдулино. И, по его заверению, менталитет жителей во всех без исключения регионах, в плане отношения к собственной безопасности, одинаков везде. 
«Смею вас уверить, что человеческая беспечность – это образ жизни многих людей. Жаль, что  не все понимают, какие трагедии она порой влечёт за собой», – рассуждает наш герой. 
Самый напряжённый участок на его маршруте, признаётся машинист, Самара – Смышляевка. Люди, проживающие в жилом массиве «Зубчаниновка», порой толпами перемещаются по путям. Железную дорогу «покоряют» не только подростки или взрослые, но и глубоко пожилые граждане, которые разменяли седьмой десяток. Эта категория, по мнению машиниста, наравне с детьми – самая непредсказуемая... 
«Главное в нашей работе – не паниковать. Паника лишь усугубит ситуацию», – убеждён машинист. – Я знаю, о чём говорю. Пару лет назад в один из рейсов на отдельно взятом перегоне Стахановская – Толевая мне трижды пришлось применять экстренное торможение». 
Причины этих трёх происшествий за один рейс типичны для нашего времени. Первая случилась у остановки Киркомбинат – мужчина средних лет шёл в наушниках прямо по рельсам, не замечая ничего вокруг. 
Повторилась ситуация через несколько километров уже у станции Речная – некая парочка передвигалась вдоль железнодорожного полотна, увлечённо разговаривая по телефонам. 
В третий раз пришлось жать на тормоза машинисту буквально через пару километров от Речной – молодой человек  «рассекал» на велосипеде в опасной близости от путей. 
«Если бы не наша внутренняя  собранность, один из этих трёх эпизодов вполне мог бы закончиться трагически», – резюмирует Сергей Константинович. 

 Впрочем, в дороге происшествия случаются не только «благодаря» людям. Порой и техника преподносит сюрпризы. 

Железнодорожник припоминает эпизод, когда несколько лет назад ему и помощнику пришлось буквально в полях ремонтировать «полетевшую» тормозную магистраль, которая вышла из строя. Случилось это на перегоне Обшаровка – Правая Волга. 

Тогда бригада, как и положено, всё сделала по инструкции. Доложили диспетчеру о поломке и незамедлительно приступили к оценки ситуации. «Не критично, – сказал тогда машинист помощнику, – сами справимся». От помощи вспомогательного локомотива они отказались. Сергей оперативно , за 15 минут, собрал аварийную схему тормозного оборудования и бригада продолжила путь. Вынужденная остановка не повлияла на график движения поездов...

За плечами Сергея Лисина более полумиллиона километров безаварийного пробега на локомотиве. Об этом свидетельствует соответствующий знак на его кителе. К профессионализму машиниста вполне можно присовокупить и морально-психологическую устойчивость к экстренным ситуациям. Ведь человек на путях может появиться в любой момент даже далеко за пределами населённых пунктов. А правильно среагировать на ситуацию можно только с холодным рассудком. 

После интервью наш герой рубрики «Доска Почёта» вновь отправился в рейс. Впереди у него ещё тысячи и тысячи километров пути. Дай бог, чтобы все они были «бархатными» и без эксцессов.
Автор: Андрей Введенский