«Вечный» двигатель Московский железнодорожник

«Вечный» двигатель

Ирина Манахова, Председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича

Ирина Манахова активно отстаивает права тружеников депо, избравших её председателем первичной профсоюзной организации.

Присуждение председателю первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича Ирине Манаховой звания «Лауреат премии РОСПРОФЖЕЛ» все, кто знает Ирину Владимировну, посчитали закономерным. За 9 лет работы на профсоюзном поприще она заработала непререкаемый авторитет в коллективе. У коллег она пользуется уважением. Причина этого, видимо, в том, что наша героиня не просто работает, а служит людям и делу.

Наш разговор начался с темы, поднятой на недавней отчётной конференции Дорожной территориальной организации профсоюза на МЖД в докладе её председателя Николая Синицына. Николай Фомич отметил, что в связи с передачей обслуживания домов и комнат отдыха локомотивных бригад аутсорсерам, у работников этих подразделений возникли проблемы. А как обстоят дела в депо имени Ильича?

– Нам, видимо, повезло, – отвечает Ирина. – У нас было три таких дома отдыха. С их сотрудниками я постоянно контактирую. С ними заключили трудовые договоры. Думаю, не надо долго объяснять, что это значит. Зарплату, оставшуюся на том же уровне, что и в депо, выплачивают вовремя. Необходимые расходные материалы сотрудницы получают. Более того, руководство ООО «Риквэст-Сервис» и ООО «Блеск-НН», выигравших тендер на право обслуживания домов отдыха локомотивных бригад, по своей инициативе перечисляет на карту заведующим деньги на случай непредвиденных затрат. Хотя, не скрываю, у аутсорсинга есть и минусы.

Думаю, дело всё-таки не в везении. В ходе разговора выясняется, что, передавая эти подразделения на стороннее обслуживание, та же Ирина Манахова не раз беседовала с представителями ООО.

– Мы интересовались, всех ли желающих из числа прежнего персонала возьмут, каковы будут зарплата, условия труда, – рассказывает Ирина. – Возможно, это оказало определённое психологическое воздействие на будущих работодателей.

Двери профкома, где мы разговариваем, открыты. Время от времени в кабинет заходят люди. У каждого своё. Вот, к примеру, машинист Михаил Пугаченко. Опытный человек, которому доверяли исполнение обязанностей машиниста-инструктора. Одна из проблем, с которой он при этом сталкивался, – безопасность движения.

– Приходилось защищать машинистов, которых скоропалительно объявляли виновными, – поясняет Михаил. – С кем посоветоваться? Конечно, с Ириной Владимировной. Она ведь в профком не со стороны пришла. Наш человек. К тому же хорошо знает законы и отстаивает интересы работников.

– Когда РОСПРОФЖЕЛ активизировал движение общественных инспекторов по безопасности движения, Михаил Евгеньевич был в числе первых, изъявивших желание стать общественным инспектором по безопасности движения, – вступила в наш диалог Ирина Манахова. – Сейчас ему предстоит очередная проверка, мне надо подготовить ему задание, обсудить нюансы.

Другой машинист заглянул «на огонёк» тоже неслучайно. Требуется переоформить бесплатную телефонную сим-карту, которую он получил от профсоюза. Кстати, за день по этой причине в профком заглянули человек 20.

– Мы не предполагали, что бесплатная телефонная связь станет столь серьёзной мотивацией для членства в профсоюзе, – говорит Ирина. – Позвонить нарядчику, машинисту-инструктору, наконец, домой, находясь в поездке, – теперь для этого не требуется тратить средства из семейного бюджета.

Ирина выросла в железнодорожной семье. Отец трудился в моторвагонном депо Нахабино. Был машинистом. Здесь же в должности проводника работала и мама. По стопам отца пошёл старший брат Ирины.

– Дома у нас – сплошное производственное совещание. ПТЭ по очереди сдавали родители и брат. Со временем и я досконально изучила положения этого документа, – вспоминает моя собеседница. – И всё-таки после школы я выбрала другой профиль, окончила машиностроительный институт. 

Как оказалось, от железной дороги ей не уйти.

В 1994 году Ирина устроилась в локомотивное депо Подмосковная. В течение семи лет трудилась старшим нарядчиком. Потом – инженер по эксплуатации. Не оставалась в стороне и от профсоюзной жизни, была членом профкома депо. В 2005 году Подмосковную присоединили к депо имени Ильича. Председателем первички здесь был Василий Фёдорович Антонов, который в 2009 году вышел на заслуженный отдых. В числе тех, кого руководство регионального подразделения профсоюза, орготдела Дорпрофжела видели преемником Антонова, была и Ирина Манахова. Конечно, перед выборной конференцией с ней беседовали. Точки над i поставило голосование: Манахову избрали на этот пост.

– Изначально всё было непривычно, – вспоминает она. – Ведь я вроде знаю и технологию, и людей. Но вот в профком приходит со своей проблемой человек. И мне уже не закрыться от него инструкцией, законом. Наоборот, надо понять, нарушены ли его права, виновата ли администрация, что делать?

Ирина взялась за изучение Трудового кодекса. Час езды на электричке из Истры, час обратно. Она брала кодекс, комментарии к нему и, не обращая внимания на окружающих, вникала в статьи и параграфы. Не находя ответа в книгах, обращалась к тогдашнему председателю Московско-Смоленского РОП Владимиру Беликову, его заместителю Лидии Чибисовой, правовому инспектору Наталье Глотовой.

– Все помогали, говорили: «Ира, спрашивай». Я и спрашивала, – вспоминает Манахова.

С годами пришёл опыт, но вопросов не стало меньше. Почему?

– В депо много молодёжи, – объясняет Ирина. – Из 682 членов профсоюза – 46%. Новички, даже те, кто уже вступил в профсоюз, слушают с широко открытыми глазами. Но сколько же идей у них.

Благодаря одной из них была разработана памятка члену профсоюза. Сначала она появилась в одном формате, а потом с учётом пожеланий была переработана. Небольшая – можно положить, не сворачивая, в карман, ёмкая по содержанию и оригинальная по оформлению.

– Сегодня Ирина Владимировна является как нештатным правовым, так и техническим инспектором, – говорит руководитель региональной организации профсоюза Геннадий Лабин. – Таких специалистов у нас немного. Ответственная, инициативная, дисциплинированная.

Ирина Манахова не боится отстаивать права тружеников. Вот лишь один пример. Проводя проверку соблюдения трудового законодательства при сокращении работников в связи с изменением штатного расписания, она выяснила, что шести сотрудницам при расторжении трудового договора не были выплачены дополнительные компенсации. Одной более 84 тыс. руб., другой – 34 тыс. В общей сложности набежало 221 тыс. 669 руб. И как же благодарили её те, кому вернули заработанное.

– Зачастую это происходит не по злому умыслу, – уверена Ирина Владимировна. – Скорее из-за невнимательности.

– Но ведь вы тоже не сидите без дела, – отвечаю ей. – У вас что, «вечный» двигатель включён?

– У меня хорошие помощники. В том числе и молодые, – слышу в ответ. – Член молодёжного совета депо машинист Александр Кирюшин, член профкома Александр Киселёв, член молодёжного совета начальник техотдела Хетаг Тигиев, профгрупорг Светлана Николаева.

Ещё одно направление деятельности – страхование членов локомотивных бригад от профессиональной непригодности. За несколько лет на предприятии заключено 220 договоров, 12 случаев выплат.

– Восемь из 12 человек, получивших страховку, в возрасте до 35 лет, – рассказывает Ирина. – Об этом я говорю, беседуя с молодыми машинистами и их помощниками, которые до этого даже не задумывались о будущем.

Ирина Манахова 9 лет находится на профсоюзной передовой. Изо дня в день совершает незаметный подвиг, помогая людям в различных ситуациях. К ней идут и с рабочими вопросами, и с личными радостями и горем. Всех она выслушает, найдёт слова поддержки. А если надо, то и поможет.
Автор: Вера Чубарова