Оптимальный рейс Куйбышевский железнодорожник

Оптимальный рейс

Сергей Сергеев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск

По итогам 2017 года Сергей Сергеев признан лучшим машинистом эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск.

Экономить во время поездки – обязанность каждого машиниста, а беречь ресурсы позволяет знание особенностей участков, конструкции локомотивов и умелое вождение. В этом плане пример машиниста Сергеева весьма показателен.

«Сергей Игоревич отличается наибольшей бережливостью в поездках, – говорит машинист-инструктор локомотивных бригад по теплотехнике Сергей Ерастов. – На протяжении нескольких лет его показатели работы являются лучшими в депо. В 2017 году Сергеев сэкономил 15 тыс. тонн топлива, а это без малого 500 тыс. руб. Он заслуживает постоянных ежемесячных поощрений и служит образцом для повышения своих профессиональных навыков для многих машинистов».

Сергей Игоревич признаётся, что все хитрости по экономии топлива познаются с опытом работы, а ещё надо очень сильно любить свою профессию. Заветная мечта стать машинистом – возникла ещё в раннем детстве.

Он родился в Златоусте, городе, где немало замечательных железнодорожников по всей сети дорог. В семье Сергея железнодорожниками были бабушка, работавшая стрелочницей, и два брата отца: дядя Лёня и дядя Женя, которые работали машинистами на Южно-Уральской дороге.

«Будучи учеником младших классов, я проводил дни со взрослыми на железной дороге, считал часы, когда они вернутся из поездки, – вспоминает Сергей. – Они занимательно рассказывали о своих служебных буднях, иногда брали с собой, позволяя забираться в кабину машиниста и сидеть в его кресле. Я с восторгом смотрел на блестящие детали, хитроумные приборы, различные клавиши и кнопки, мечтая стать машинистом. Дух захватывало от фантазий, где я веду за собой много-много вагонов. Уже тогда я буквально влюбился в профессию машиниста». 

Мечту свою Сергей осуществил, когда его семья переехала в Ульяновск. Он успешно окончил Ульяновский железнодорожный лицей, начал работать в локомотивном депо Ульяновск помощником машиниста, а уже через год получил права управления тепловозом. Карьера развивалась стремительно: с разницей в год он получил третий, потом второй класс классификации машиниста. А машинистом первого класса он стал в 2010 году. 

Сейчас Сергей Сергеев – опытный машинист, работает и в грузовом, и пассажирском движении на различных участках направлением в Сызрань, Инзу, Бугульму, Юдино, Набережные Челны. Протяжённость перегонов очень большая, к примеру, «плечо» по маршруту Ульяновск – Бугульма составляет 368 км. 

Следует сказать, что Сергей Игоревич возглавляет список машинистов по лучшим экономическим результатам не один месяц, а несколько лет. Оставаясь на позиции правофлангового, он убедительно доказывает, что его успех не носит случайный характер.

На что же Сергеев обращает внимание, чтобы из поездок не вернуться с пережогом дизельного топлива?

«На экономию расхода топлива влияет много факторов: и знание профиля пути, и технического устройства тепловоза, и количество вагонов, и вес состава, – говорит Сергей Игоревич. – Немало зависит и от диспетчера, как он пропустит поезд. Иногда приходится часто стоять в «ямах», так называемых энергоёмких зонах, отчего случается перерасход. Если едешь ходом – топлива сжигается меньше. Я слежу за тем, при какой мощности происходит ослабление поля возбуждения тяговых электродвигателей, грамотно использую кинетическую энергию поезда. Подъёмы преодолеваю с большей скоростью. Это сокращает и расход топлива, и время на преодоление. С увеличением веса поезда уменьшается расход топлива на измеритель работы. Машинист также должен знать, с какой средней скоростью нужно следовать по данному перегону, чтобы выполнить время хода. Необходимо сверять движение с расписанием и подбирать наиболее выгодное положение контроллера. Эти аспекты имеют решающее значение в ходе поездки». 

Сергей признаётся, что все тонкости, влияющие на умелое вождение, познаются с опытом работы. Он многое замечал сам и копил знания постепенно: во время учёбы в техникуме, работы помощником машиниста, изучения специальной литературы. 

«Первые профессиональные навыки нам привил бывший машинист Андрей Павлович Королёв, когда преподавал спецдисциплину в Ульяновском железнодорожном лицее, – говорит Сергей Сергеев. – Он и закладывал нам первые знания о работе дизеля, специфике сгорания топлива. Потом уже я во всё вникал на практике. Моими первыми наставниками были машинисты Александр Журавлев, Сергей Куксин. Немаловажную роль в профессиональном росте сыграл машинист-инструктор Сергей Ерастов. Два раза в месяц он проводит с нами занятия по теплотехнике, а также школу передового опыта по экономии расходования дизельного топлива. 

Стаж работы машинистом у Сергея Сергеева составляет 15 лет. Он неоднократный участник дорожных конкурсов «Лучший по профессии» и неизменно входит в тройку лучших машинистов. А среди коллег Сергеев пользуется заслуженным авторитетом.

«Лучшие машинисты, садясь за правое крыло и начиная движение, как бы сливаются с локомотивом, становясь единым целым, чувствуют поезд, используют все его составляющие, – уверен машинист-инструктор Сергей Ерастов. – Сергей Сергеев из их числа. Это добросовестный профессионал, который досконально знает конструкцию локомотива. Он мастерски водит тяжеловесные поезда, придерживается оптимальных режимов работы дизеля и генераторной установки. Всё это оборачивается тоннами сэкономленного расхода топлива».
Автор: Александр Савенков