Московский железнодорожник

Грузовик за поворотом

Алексей Кузнецов и Иван Гуляев, машинист и помощник машиниста моторвагонного депо Куровская Московской дирекции моторвагонного подвижного состава

Локомотивная бригада остановила пригородный поезд в 30 м от стоявшего на путях самосвала.

Кузнецов и Гуляев вн.jpg
Машинист моторвагонного депо Куровская Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Алексей Кузнецов и помощник машиниста Иван Гуляев предотвратили крупную аварию и спасли жизни и здоровье сотням пассажиров. 

«Внимание, внимание! Слушайте все! Я машинист поезда 6805 Кузнецов. Остановился на 25-м км, 9-м пикете. Будьте бдительны и внимательны!» – это сообщение нарушило спокойствие железнодорожного радиоэфира 6 июня в 6.30 утра.

Первую половину рабочей смены Алексей и Иван закончили накануне около полуночи. ­Несколько часов сна в доме отдыха локомотивных бригад депо Куровская. В 4.30 подъём, в 5.00 сменили ­бригаду электропоезда Черусти – Москва.

Всё этим ранним утром было привычно. Хотя в одной бригаде 30-летний Алексей и 31-летний Иван водят электричку всего пару месяцев, взаимопонимание возникло с самого начала, сработались быстро.

Позади почти полтора часа пути. После моста через реку Пехорку начинается кривая, дальше до станции Люберцы-2 рукой подать. Выезжая из кривого участка пути, Кузнецов заметил впереди большой грузовик. С той точки обзора казалось, что машина находится на автомобильной трассе, тянущейся в этом месте вдоль железнодорожного полотна.
«А вышел на прямую и понял, что четырёхосный самосвал MAN стоит на путях, – рассказывает Алексей Кузнецов. – Действовал на автомате, точно по инструкции: перевёл кран машиниста в положение экстренного торможения, отдал помощнику команду приготовиться покинуть кабину управления».

В то буднее утро в 11 вагонах электрички ЭД4М-0070 ехали в столицу около 1,5 тыс. человек. Длина поезда – более 240 м, вес с пассажирами – свыше 600 тонн. Самосвал MAN, к которому на скорости около 80 км/ч приближался ­пригородный поезд, и сам весил до 40 тонн с грузом.

Тормозная система сработала штатно, но инерция продолжала нести навстречу застрявшему поперёк движения тяжёлому автомобилю. 100 м до столкновения, 80, 60… 
«Выдохнул, когда поезд начал окончательно сбрасывать ход: стало ясно, что успеем остановиться», – вспоминает машинист.

Электропоезд замер на путях, когда от сцепного устройства на головном вагоне до самосвала оставалось всего 30 м.

«Всё в тот момент зависело от реакции Алексея, – говорит начальник депо Куровская Василий Баулин. – Промедли он секунду – аварии не избежать».

Но остановить поезд перед внезапно возникшим препятствием – только часть дела. Инструкция обязывает немедленно оповестить дежурного по ближайшей станции и машинистов других поездов, следующих по тому же участку. Кузнецов знал: за ним идёт фирменный премиум-поезд Казань – Москва. Только услышав сообщение коллеги – информацию принял, движение прекратил, – понял, что беды удалось избежать.

По данным ГИБДД, обнародованным порталом «РИАМО в Люберцах», водитель MANа уснул за рулём, неуправляемая машина съехала с трассы, врезалась в припаркованную на обочине пустую «Газель», раздавила её кабину, в которой на тот момент никого не было, и вылетела на рельсы. Чтобы разблокировать пути, железнодорожникам потребовалось около часа. Убрать самосвал, плотно севший на рельсы межосевым пространством, смогли только с помощью маневрового локомотива – попытки сделать это таким же грузовиком успехом не увенчались.

Вспоминая утро 6 июня, машинист отмечает действия своего помощника: «Иван проявил себя как должно. Всё делал оперативно, молодец, справился».

Василий Баулин объясняет: локомотивные бригады в депо формируют с учётом рекомендаций психолога, который проводит тестирование работников. Ещё один фактор, способствующий росту профессионализма машинистов и помощников, – возрастная структура коллектива депо, почти половину которого составляет молодёжь, ведомая опытными наставниками.

Алексей Кузнецов пришёл на железную дорогу в 18 лет. Окончив колледж в Орле, приехал работать в депо Куровская. Отсюда ушёл в армию, сюда же вернулся после службы. Машинистом стал около двух лет назад. «Состоявшийся железнодорожник, – характеризует его начальник депо. – Надёжный парень. Никогда не отказывается подстраховать, если нужно выйти на подмену. Несмотря на молодость, пользуется авторитетом в коллективе».

Иван Гуляев работает в депо с 2015 года, за его плечами индустриальный техникум и армия. «Ответственный работник, – говорит о помощнике машиниста Василий Баулин. – Вообще, когда люди становятся членами локомотивных бригад, они, невзирая на возраст, начинают вести себя мудро, потому что осознают последствия принимаемых решений».
Автор: Игнат Вьюгин