Импортозамещение Алексея Уткина Куйбышевский железнодорожник

Импортозамещение Алексея Уткина

Алексей Уткин, наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Октябрьской дистанции пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры

Рационализаторское решение Алексея Уткина продлило жизнь средствам малой механизации.

Во время технологических «окон» путейцы Октябрьской дистанции пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры использовали в работе импортные шурупогаечные ключи ТS-2. Сейчас пришло время их списания по ис­течении срока службы. ­Вторую жизнь инструменту и экономию предприятию принесла рационализаторская идея наладчика железнодорожно-строительных машин и механизмов Алексея ­Уткина.

В путейском хозяйстве шурупогаечный ключ (КШГ) – вещь необходимая. Им закручивают и откручивают клеммные гайки и закладные болты, путевые шурупы и рельсовые скрепления. Инструмент мало напоминает обычный гаечный ключ – это серьёзный агрегат с бензиновым двигателем.

Путь, который обслуживает Октябрьская дистанция, «бархатный» – на железобетонном основании, и требования к его содержанию высокие. Поэтому специалисты предпочитают использовать более дорогие, импортные КШГ. Они затягивают болты сильнее отечественных аналогов, что повышает надёжность рельсового скрепления.

Ключи, которыми пользовались коллеги Алексея Уткина, за пять лет износились: грани головок, предназначенных для закрепления верхнего строения пути, стёрлись. «Головки в этих ключах закреплены жёстко, шпиндели не выдерживают нагрузки и обрывают грани головки», – объясняет он.

Отремонтировать КШГ невозможно, потому что отдельные блоки агрегата не поставляются.

Рационализатор с опытом, Уткин задумался, как продлить жизнь средствам малой механизации. Для эксперимента наладчик взял списанный шуруповёрт ещё советского производства, снял с него головку со шпинделем, расточил шпиндель и приладил пригодную головку на место стёртой в КШГ. Получилось импортозамещение: взамен французской головки поставили родную, российскую. При этом качество и продолжительность срока службы импортного агрегата только выросли, ведь по ноу-хау Уткина головка закрепляется на ключе не жёстко, а имеет плавное сцепление.

Рацпредложение в дистанции опробовали, оно отлично зарекомендовало себя при работе с рельсовыми скреплениями КБ, КД и Vossloh. Экономический эффект от «импортозамещения» блока только на четырёх шурупогаечных ключах составил более 53 тыс. руб. в год, а всего в дистанции используют 11 КШГ. По мере износа все ключи будут оснащены российскими голов­ками.

Это усовершенствование – далеко не первое, которое предложил Алексей Уткин. В 2016 году он взялся разрешить другую головную боль путейцев дистанции. Шпалоподбойки ШП-7, произведённые ещё в 1970-х годах, морально устарели. К тому же к таким раритетам давно не выпускают под­бивочные полотна – лопатки для подбивки щебня, а сам инструмент вполне может послужить. Уткин сумел подогнать новые полотна к старой шпалоподбойке. Решение апробировали в работе в течение года, получили экономический эффект в размере 48 тыс. руб.

А не так давно Алексей Уткин реализовал ещё одну «программу импортозамещения». В дистанцию поступили японские дизель-генераторные установки. Генераторы в них оказались недолговечными. Покупать их за валюту – дорогое удовольствие. И Уткин со товарищи разработали систему соединения дизеля с российскими генераторами. Теперь во всей Октябрьской дистанции установки работают как надо.

Алексей Уткин – потомственный железнодорожник. Предки по материнской линии трудились ещё на строительстве Сызранско-Вяземской железной дороги в 1877 году, по отцовской – все работали на Самаро-­Златоустовской железной дороге с 1890-х годов. Строителям, а затем и железнодорожникам, обслуживавшим знаменитый Александровский мост через Волгу, давали в собственность участки земли здесь же, близ станции Батраки (ныне Октябрьск). Сам Алексей Уткин пришёл работать на дорогу в 1983 году наладчиком железнодорожных машин и механизмов и с тех пор своему делу и призванию не изменил. Он награждён знаками «Почётный работник Куйбышевской дороги», «Почётный работник Самарского отделения КбшЖД» и «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».

Рационализаторская мысль и золотые руки Алексея Уткина – крепкое подспорье в работе всего коллектива, говорит председатель первичной профсоюзной организации Октябрьской дистанции пути Денис Куликов. «Это грамотный специалист, опытный работник, который может обслуживать и ремонтировать любую технику и передаёт свой опыт механикам дистанции», – отметил профсоюзный лидер.
Автор: Дмитрий Попов