Где родился, там и пригодился Железнодорожник Поволжья

Где родился, там и пригодился

Сергей Никулин, монтёр пути Ершовской дистанции пути

Монтёр пути Сергей Никулин проявил смекалку и оперативно устранил утечку газового конденсата из цистерны.

Посёлок Римско-Корсаковка и одноимённая станция нанесены только на самые подробные карты Саратовской области. Небольшой населённый пункт, в котором проживает менее 500 человек, находится примерно посередине между городами Ершов и Пугачёв.

Если искать по «железнодорожным» координатам, малодеятельная станция расположена на Пугачёвском направлении Приволжской железной дороги, между 22-м и 47-м километрами. В этом живописном уголке саратовского Заволжья проживает очередной герой «Доски почёта» – путеец в третьем поколении Сергей Никулин.

Беда не приходит одна
За несколько месяцев, проведённых в штате Ершовской дистанции пути, молодой железнодорожник зарекомендовал себя как толковый специалист, способный грамотно действовать даже в нестандартной ситуации.

«Счастливый» случай проявить лучшие человеческие и профессиональные качества Сергею представился 16 марта. Грузовой состав № 2425, следующий транзитом с соседней магистрали, произвёл вынужденную остановку на Разъезде 47-й километр. Нештатная ситуация изначально возникла из-за неисправности локомотива. Пока бригада ждала слесаря-ремонтника из Ершова, выяснилось, что беда, как водится, пришла не одна. Под восьмым вагоном с хвоста поезда образовалась лужа газового конденсата. Цистерна с горючим веществом дала течь ещё в пути, но машинисты этого не заметили. Если бы незапланированная остановка не состоялась, масляная дорожка протянулась бы значительно дальше. Самостоятельно устранять дефект машинисты не решились, так как у них не было подходящих инструментов. Механизм сливного клапана остался без ключевой детали, и перекрыть утечку голыми руками не представлялось возможным.

К счастью, в тот момент на разъезде работала бригада путейцев, которая занималась очисткой стрелочных переводов. Первыми на помощь машинистам пришли мастер линейного участка Геннадий Каржау и наш герой – монтёр пути Сергей Никулин. У путейцев также не оказалось специального инструмента для перекрытия сливного клапана, поэтому пришлось включать смекалку. 

– Просто так туда не подлезешь, но мы с дядей Геной пообещали обязательно что-нибудь придумать, – вспоминает Сергей Никулин. – В руках у меня было приспособление для очистки стрелочных переводов. Я посмотрел на него, на глаз оценил диаметр отверстия в штоке и понял, что у меня всё получится.

В прошлом Сергей Никулин работал слесарем, поэтому приспособить одну «железяку» к другой особого труда не составило. Для ликвидации течи потребовалось несколько ловких движений.

– Потом, правда, недели две отмывался от этого запаха. Напор газоконденсата был довольно-таки сильным, и я весь перепачкался, – продолжает Сергей Никулин. – Мы так и не поняли, как подобное могло произойти. Либо клапан плохо закрутили изначально, либо он развалился в пути следования. 

Легко отделались
Масляная плёнка растянулась на подъезде к 47-му километру на значительное расстояние. Попадание на рельсы газоконденсата обернулось отказом в работе технических средств, высветившимся в системе КАСАНТ. Дежурный персонал сообщил, что восьмая точка загорелась красным.

– Причиной ложной занятости перегона Рукополь – Разъезд 47-й километр послужило переходное сопротивление в токопроводящем стыке между 6-й и 8-й сигнальными точками, – рассказывает об итогах служебного расследования инженер производственно-технического отдела Ершовской дистанции пути Ирина Коваленко. – Сбой возник из-за образования масляной плёнки между контактами пружин шаберных соединений и шейкой рельса.

По словам Ирины Юрьевны, отказ в работе технических средств – это не самое худшее, что могло произойти в результате утечки газового конденсата. Транзитный поезд, совершивший вынужденную остановку, в основном состоял из вагонов-цистерн, заполненных легковоспламеняющимся грузом. Малейшая искра могла привести к большому взрыву, поэтому, помимо смекалки Сергея Никулина, следует отметить его мужество, решительность и чувство ответственности за жизни окружающих.

– В тот момент желание закурить отшибло напрочь, – шутит железнодорожник. – Нам ещё повезло, что в процессе остановки грузового состава не проскочила никакая искра, а то мы бы все полегли там, на путях…

Продолжатель династии
За проявленную находчивость и смелость Сергея Никулина поощрили денежной премией, а спустя несколько недель отправили в Ершовское подразделение Приволжского УЦПК – повышать профессиональный разряд. Теперь у нашего героя появилась уверенность в том, что его навыки специалиста по-настоящему востребованы. Говорит, своё будущее видит связанным только с железной дорогой.

 – Раньше я работал на стройках Москвы и Московской области, но в прошлом году решил вернуться на малую родину – в посёлок Римско-Корсаковку. В нём живёт мама, и ей требуются помощь и уход, – делится путеец. – В свободное от основной работы время занимаюсь огородом: сажаю лук, картошку и так далее. Друзья сказали, что на железную дорогу требуются монтёры пути, и я решил вспомнить молодость.

Оказывается, в детстве Серёжа любил ходить на работу к отцу – путевому обходчику, обслуживавшему тот же самый участок, что и наш герой сегодня. На станции Римско-Корсаковка трудился ещё его дедушка! Сегодня Сергей Никулин занимается текущим содержанием пути и всем, что с этим связано. 

– Каждый день получаем задание от мастера и проходим соответствующий инструктаж по технике безопасности. Потом занимаемся выправкой пути, сменой закладных болтов и подкладок, очисткой стрелочных переводов и многим другим. Работы у нас всегда хватает, – говорит Никулин-младший. – Считаю, мне повезло, ведь мой 13-й линейный участок недалеко от дома. Выхожу из калитки, и вот она – железная дорога. Это очень удобно, потому что многим моим коллегам приходится ездить сюда из Ершова.

На вопрос, почему предпочёл работу в провинции жизни в Москве, путеец в третьем поколении отвечает по-философски: «Где родился, там и пригодился».
Автор: Алексей Шмалей