Не тупиковая ситуация Волжская магистраль

Не тупиковая ситуация

Николай Чикваидзе, главный механик ДИ ЦДМ Горьковской дирекции инфраструктуры

Николай Чикваидзе сумел организовать строительство подстанции для обеспечения вагонов, базирующихся в настроечном тупике, силами коллектива ДИЦДМ.

КАЖЕТСЯ, ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ЗИМА, КОТОРАЯ В ТУПИКЕ, ГДЕ БАЗИРУЕТСЯ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЦЕНТРА ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПРОШЛА БЕЗ ПРОБЛЕМ С ОТОПЛЕНИЕМ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕМ ВСЕХ ЭТИХ ВАГОНОВ. ДА НЕТ, ТОЧНО: ПЕРВАЯ! И ВСЁ – БЛАГОДАРЯ ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ, ПОСТРОЕННОЙ ЗДЕСЬ ПО ИНИЦИАТИВЕ ГЛАВНОГО МЕХАНИКА ДИЦДМ НИКОЛАЯ ЧИКВАИДЗЕ.

ХОРОШИЕ ЛЮДИ
– Идея действительно принадлежит мне, – соглашается мой собеседник. – Но один бы я ничего не сделал. Большую роль сыграла поддержка руководства ДИЦДМ, и прежде всего главного инженера Аулова Вячеслава Викторовича. А кроме того, люди хорошие работают у нас. О них – тоже надо сказать обязательно.  

 Обязательно скажем. Но сначала – о нём, человеке, которого без преувеличения можно назвать душой и двигателем проекта. 

Наверное, при определённых поворотах судьбы Николай Чикваидзе вполне мог сделать и политическую карьеру. По крайней мере, умения находить единомышленников, понимать и убеждать людей, проводить чёткую линию по важным вопросам ему не занимать. Так же, как упорства и последовательности в действиях. 

Впрочем, и для командиров на производстве такие качества лишними не бывают. На железной дороге – тем более.

МОЩНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРА НЕ ХВАТАЛО
Хозяйство у главного механика ДИЦДМ немаленькое – 27  единиц подвижного состава. Тут вам и вагоны-путеизмерители, вагоны-путеобследовательские станции, мостоиспытательные станции, и вагоны-дефектоскопы, лаборатории дефектоскопии, и вагон-тренажёр «Путеец», вагон инженерно-геологической базы, вагоны-лаборатории автоматики и телемеханики, вагоны-рельсосмазыватели. Всё это размещается в парке А станции Нижний Новгород-Московский – на 204 пути, в настроечном тупике.

– И всё это – на нас с Сергеем Васильевичем Митрофановым, начальником вагона по диагностике объектов инфраструктуры, – поясняет главный механик. – Наша задача – планировать и отслеживать все ремонты, чтобы не просрочить их. А ремонтируются такие вагоны не только на нашей дороге. Даже в Гомель, в Белоруссию, отправляли, пока у нас был заключен договор. И, насколько я знаю, вагоны наши никогда не останавливаются, всегда в работе. 

Проблема с их отоплением и электроснабжением в тупике Николаю Зауровичу знакома ещё с тех времен, когда он сам был начальником вагона инженерно-геологической базы. Вагоны современные, с серьёзным оборудованием, электроэнергии много забирают. Мощности трансформатора просто не хватало. Когда он не выдерживал нагрузки, вагоны буквально замерзали. В холодное время года спасались углём. Но для этого каждый вагон надо было отправлять на Сортировку, на топливный склад, заказывать маневровый локомотив.

ТАКТИКА УЛУЧШЕНИЙ
Сейчас, будучи главным механиком, Николай Заурович взглянул на проблему по-другому: а что он сам, лично, может сделать, чтобы изменить ситуацию?

 Самое простое – наладить систему обеспечения вагонов углём в нужном количестве. Для этого – организовать собственный небольшой «склад» неподалёку от тупика. Например, на железнодорожной платформе, которой, впрочем, в ДИЦДМ…  нет.

– Договорился с путейцами, с руководством ПЧ-9. Устроили своего рода бартер. Нам нужна платформа, им – ремонт этой платформы. Договорились так: я им обеспечу ремонт, а они мне дают платформу в эксплуатацию на зиму. Летом, когда она путейцам будет нужна, мы вернём её.

Но это решило проблему только частично, с экономией маневровых ресурсов и с отоплением вагонов. И только временно. Весной, когда началась снегоборьба, платформа стала мешать движенцам. Её отодвигали всё дальше и дальше от тупика. Пока дойдёшь до неё и вернёшься с углём, все ноги изобьёшь-переломаешь. К тому же электричества, которое бы обеспечило бесперебойную работу всего оборудования в вагонах, всё равно не хватало. Надо было искать решение, которое бы изменило ситуацию кардинально.

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
Новая подстанция – другого выхода Николай Заурович не видел. В коллективе его поддержали. Но одно дело, когда есть финансирование, поставка оборудования и материалов, и совсем другое – когда располагаешь только идеей, техническими знаниями и поддержкой коллег-единомышленников. 

– Главный инженер ДИЦДМ Аулов Вячеслав Викторович, начальники вагонов Митрофанов Сергей Васильевич, Савчуков Максим Петрович, Волжанкин Алексей Александрович, начальник техотдела Филиппов Антон Алексеевич, – перечисляет главный механик. – Да и не только они – другие тоже включились в строительство подстанции. Но эти пятеро, безусловно, самые активные.

Всё, чем располагали в ДИЦДМ для воплощения идеи, – это трансформатор.

– Остальное – наша инициатива. 

В ход шло всё, что удавалось найти. Люди несли из дома металлический уголок, трубы. У хорошего хозяина и запасы хорошие, чуть ли не с советских времён. Сам Николай Заурович на общее дело отдал сетку-рабицу, купленную для сада, для тёщи.

– Тёща обиделась?

– Да нет, я ей потом другую купил.

Отходы производства – всё, что другие обычно выкидывают или сдают в металлолом, брали себе: пригодится. Именно так раздобыли металлический ящик под трансформатор. Переварили, отреставрировали, покрасили. В тупик его перетаскивали на руках: машина туда не подъедет. 

– На мотовозе доставили только опору и бетонные блоки. Остальное – на своих плечах, – поясняет Николай Чикваидзе. 

И вот эти трубы? И этот трос толщиной в детскую руку? Все 586 метров?

– Он не цельный, тоже из отходов брали. Носили по кускам.

Но, пожалуй, тяжелее всего было прокопать траншею под силовой кабель – 525 метров. В свои законные выходные, в самые жаркие летние дни – лопату в руки и на земляные работы: вместо сада и огорода, речки и леса. 

Или нет, сложнее и тяжелее всего было всё-таки с опорой. Яму под неё, глубиной в три метра и шириной почти в метр, копали вручную. 

– Здесь мы всё вдвоём с Серёгой, – оборачивается Николай Заурович в сторону Митрофанова. – Поднимали опору мотовозом, а снизу подталкивали руками – аккуратно, чтобы ничего не повредить. Почти четыре часа тогда работали. 

Домашние только тихо вздыхали: ну что сделаешь с такими упёртыми? А вот когда и по ночам стали пропадать на своих субботниках – всерьёз заволновались, улыбается Николай Заурович.

РЕЗУЛЬТАТ
Но по-другому у энтузиастов из ДИЦДМ просто не получалось. Мотовоз и окно, чтобы доставить к месту и установить опору, давали только ночью. Выбирать не приходилось. 
И ещё – большое спасибо смежникам. Без энергетиков с такой трудной задачей точно бы не справились. Перенос оборудования со старого щита на новые, установка электросчётчика, проводка, установка изоляторов на шести щитах, через которые подключаются к подстанции вагоны – всё это требовало консультаций специалистов. 

– Всю «землю» сделали мы, а энергетики помогли нам правильно распределить провода. Здесь даже инструмент нужен специальный, которого у нас нет. По технике безопасности – тоже действовали по их чётким указаниям. И опять-таки энергетики, дай Бог им здоровья, испытания провели. Мы рады, что нашли понимание со стороны руководства ЭЧ-2, и прежде всего начальника дистанции Кельдышева Алексея Викторовича и его заместителей Колчина Валерия Викторовича и Емелина Сергея Витальевича. 

– Николай Заурович, но ведь делать всё это, строить подстанцию приходилось после смены, в выходные, даже по ночам. Как люди к этому относились?

– Мы всё делали для себя. И люди (а я уже говорил, что люди у нас работают хорошие) понимали это. Раньше как бывало? То кабель под землёй горит, то колонки. Нет электричества – встаёт работа, например, по расшифровке данных. А 31 декабря, когда нагрузка резко возрастала, редко обходилось без возгорания.  А значит – экстренный вызов на работу. В этом году ничего подобного не было. Все, свободные от дежурства, встречали Новый год дома. 

НОВОЕ ЗАДАНИЕ
Накануне Чемпионата мира по футболу получили задание от заместителя начальника дороги по Горьковскому территориальному управлению: сделать дополнительную точку подключения на станции Петряевка. Чтобы во время наплыва болельщиков, если потребуется, там можно было поставить вагоны. 

– Опыт уже был. Работали вместе с начальником района электроснабжения Васильевым Николаем Владимировичем. Часть материалов дала ЭЧ-2, часть – наши. Сделали всё за два дня. Сдали в конце мая. Теперь там дополнительно можно ставить и подключать к электричеству четыре вагона.

– Очень важно, чтобы в коллективе были такие работники, как Николай Заурович Чикваидзе, – говорит главный инженер ДИЦДМ Вячеслав Аулов. – Он не только квалифицированный специалист, настоящий профессионал, но и очень инициативный человек. У него постоянно есть какие-то идеи по улучшению производственных процессов. И на уровне идей он никогда не останавливается. От других его отличают высокие организаторские способности. Он легко может собрать вокруг себя коллектив и вместе с ним достигнуть поставленной цели. Как в случае с обеспечением бесперебойного энергоснабжения вагонов в тупике.

– Это человек, который может повести за собой, которому доверяешь и с которым легко работать, – считает и Сергей Митрофанов.
Автор: Марина Галкина