Вперёд

Человеческий фактор

Иван Бородаенко, составитель поездов

Составитель поездов Иван Бородаенко и дежурный по станции Виктория Шкатова остановили поезд с угрожающей неисправностью.

Иван Бородаенко.jpg   Виктория Шкатова.jpg

Виктория Шкатова и Иван Бородаенко неоднократно отличались в деле обеспечения безаварийности перевозок.

В кабинете начальника станции Новохопёрск Александра Копытина на самом видном месте висит заведённая в рамку истина, точно объясняющая причины аварий и событий на стальных магистралях: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность порождают люди своей некомпетентностью, безответственностью и безразличием». Со слов этих начинаются и ими заканчиваются все планёрки, совещания и разборы. Железнодорожники уносят эту истину на рабочие места, она становится барьером от возможной беды. Профессионализм юговосточников уже не один раз спасал от трагедии.

О профессионализме составителя поездов Ивана Бородаенко и дежурного по станции Виктории Шкатовой в официальном протоколе разбора события, произошедшего 13 мая 2018 года на станции Новохопёрск, сказано лаконичным «техническим» языком. Это потом скажут им спасибо руководители Юго-Восточной дирекции управления движением, ДЦС Лиски и профсоюза. А строгий протокольный язык рассказал о том событии так:

«При обеспечении контроля технического состояния подвижного состава в пути следования проходящего по приёмоотправочному пути № 6 поезда № 2910 и выявлении в нём неисправностей составитель поездов станции Новохопёрск при организации работы временного поста безопасности сообщил ДСП станции Новохопёрск о том, что у второго с головы вагона колёсная пара имеет характерный оттенок синего цвета, что, как правило, происходит вследствие чрезмерного нагрева. По команде ДСП Шкатовой поезд немедленно остановлен. При осмотре машинистом и осмотрщиком вагонов подтверждён факт чрезмерного нагрева ввиду неотпущенных автотормозов данного вагона. По напольным устройствам КТСМ станции Новохопёрск данный поезд проследовал без замечаний. До следующих устройств КТСМ, выведенных на станцию Калмык, расстояние составляет более 20 км».

Для непосвящённых слова «характерный оттенок» и «чрезмерный нагрев» мало что скажут. Как и не объяснят суть того, что могло произойти, будь глаза Ивана Бородаенко менее зоркими, чем умные электронные приборы безопасности, позволившие «больному» поезду с чрезмерным нагревом проследовать без замечаний. Или будь реакция Виктории Шкатовой более доверчивой к показаниям приборов, чем к тревожному сообщению коллеги с поста безопасности.

«Чрезмерно перегретое колесо вагона, – пояснят мне потом специалисты, – на большой скорости состава могло стать причиной схода на перегоне. Сошедший в пути следования вагон – это неуправляемый многотонный таран, не выбирающий времени и места падения».

О событии сами Иван и Виктория рассказывают скромно, удивляясь и смущаясь тем, что вместе с журналистом поблагодарить их и вручить награды и подарки прямо на рабочем месте в Новохопёрск приехали начальник ДЦС Лиски Дмитрий Перцев и председатель профсоюзной организации Татьяна Боковец. Говорят, что ничем особенным не отличились – просто привычно выполняли свою работу.

Наверное, так. Но их ответственное выполнение и стало тем заградительным тормозом, который не пустил дальше их станции чью-то разрушительную безответственность или безразличие. Те самые, о которых напоминали слова в рамочке в кабинете начальника.

«Правильные работники!» – не скрывает гордости Александр Копытин.

«Я всего лишь винтик в огромном механизме дороги, – смягчает эмоции руководителя Иван Бородаенко. – Но горжусь тем, что и от меня в какой-то степени зависит безопасность на магистрали».

За скобками непоказной скромности остаётся то, что и является сутью ответственности простого работника. И то сказать: в каждую смену Иван Бородаенко меряет ногами вдоль вереницы поездов более 20 км, перенося при этом свыше 250 кг железа тормозных башмаков. И успевает замечать попутно опасности, угрожающие движению поездов.

  Знакомясь у кадровиков ДЦС Лиски со справками на моих героев, обнаруживаю то, о чём оба рабочих «винтика» умолчали в нашем разговоре. Оказывается, в январе нынешнего года Виктория Шкатова уже ограждала станцию от летящей по рельсам беды. Она, не растерявшись, остановила поезд, обнаружив в локомотиве угрожающее задымление. А в разделе «награды» строчкам тесно: Благодарность президента ОАО «РЖД» и начальника ЮВЖД, премии, Почётная грамота Воронежской областной думы.

По бдительности не отстаёт от коллеги Иван Бородаенко: не остался безразличен к обнаруженной неисправности рельсового пути, предотвращал несанкционированное вмешательство посторонних лиц в работу железной дороги. Поощрялся премиями, имеет Благодарность начальника ЮВЖД, награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

Чуть позже узнали об очередной награде Ивана: приказом № 165/П от 19 июня 2018 года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров присвоил нашему герою звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Эта награда будет вручена Ивану Бородаенко в Москве в его день – День железнодорожника.
Автор: Николай Кардашов