Спасительные секунды Волжская магистраль

Спасительные секунды

Ирина Горохова, дежурный по переезду 388-й км Горьковской дирекции инфраструктуры

Ирина Горохова увидела дымящуюся буксу вагона проходящего поезда и приняла необходимые меры.

Действия дежурного по переезду Ирины Гороховой отвели беду – и не в первый раз.

Утро 26 июня на переезде 388-й км, что на окраине небольшого городка Володарска на западе Нижегородской области, начиналось как обычно. В 7.00 Ирина Горохова заступила на смену. Как раз в эти часы оживает движение возле птицефабрики, расположенной на другой стороне линии. К переезду тянутся тракторы с прицепами, фуры с продукцией, люди спешат на работу по настилу рядом с переездом.

«Около девяти вышла встречать нечётный грузовой и заметила дым из-под тележки четвёртого вагона с моей стороны», – вспоминает Ирина Горохова.

Ирина немедленно связалась с локомотивной бригадой, с дежурным по соседней станции Ильино. Через несколько минут поезд остановили и вовремя. Выяснилось, что дымила букса. Ничего страшного не произошло, но ещё несколько километров – и на линии со скоростным движением мог бы случиться сход.

Что такое сход, Ирина знает. Подобное ЧП осталось для неё одним из самых сильных впечатлений в первые же недели работы на переезде. Тогда, 24 года назад, сход вагона в грузовом поезде словно устроил ей экзамен: сможет ли действовать в экстремальной ситуации, хватит ли выдержки не переволноваться, всё сделать правильно, грамотно?

По признанию Ирины, железная дорога стала для неё довольно неожиданным выбором места работы. Росла она в древнем приволжском Городце, после школы выбрала традиционную для тех мест профессию судостроителя, успела поработать на верфи. Но жених-путеец пообещал: работа в Дзержинской дистанции пути найдётся и для неё, надо переезжать. За несколько месяцев девушка освоила все теоретические премудрости работы, попрактиковалась с опытными дежурными, начала работать самостоятельно. И тут наступило 6 марта 1994 года.

«Выхожу с флажком. Из кривой появляется грузовой поезд. Вижу – в середине состава один вагон движется неровно, подпрыгивает, из-под обеих тележек – искры, пыль. Быстро отсчитала – 37-й. Дала команду на остановку поезда. Скорость была хорошая. Поезд, пока тормозил, полностью прошёл мимо меня. Вагон перекрыл габариты соседних путей, движение на линии встало на несколько часов», – рассказывает она тот памятный случай.
Моментальные и верные действия дежурного сберегли тогда дороге много средств: сход произошёл только что, и путь был повреждён на 1,5 км перегона. Конечно, ущерб был, но серьёзных бед поезд наделать не успел.

Была за годы работы и такая ситуация, когда в руках Ирины Гороховой были жизни десятков людей. В тот день ей пришлось заменять дежурного на соседнем переезде – в центре Володарска на улице Заводской. Там линию пересекает единственный в городе автобусный маршрут. Переполненный перед началом рабочей смены автобус выкатился на переезд за несколько секунд до включения сигнализация и заглох именно на том пути, по которому должен был пройти поезд. Ирина уже через пару секунд сорвала пломбу и включила заградительную сигнализацию. Прекрасно понимала, что придётся долго объясняться, если автобус сейчас тронется. Но он оставался на путях. Водитель безрезультатно пытался завести машину и не слушал дежурного по переезду, которая требовала немедленно выпустить пассажиров. Из салона раздались крики: люди увидели приближающийся грузовой поезд, и водитель наконец открыл двери. В тот день у Гороховой появились первые седые волосы. Электровоз замер в 10 м от переезда.

При разборе ситуации действия дежурного признали единственно правильными. А не послушавший Ирину водитель лишился прав.

В канун Дня железнодорожника Ирину Горохову ждёт награда – премия и благодарность Горьковской дирекции инфраструктуры. «Это один из наших лучших работников, поощряем её с удовольствием – и за тот остановленный 26 июня поезд, и за долгие годы безупречного труда на таком ответственном месте», – прокомментировали в дирекции.
Автор: Николай Морохин