Забайкальская магистраль

Ступень к почётному званию

Андрей Опсиков, машинист электровоза ТЧЭ Могоча

Локомотивная бригада под руководством машиниста Андрея Опсикова предотвратила аварию на Забайкальской железной дороге.

Опсиков с помощником.jpg

Угол в плане, своими жуткими габаритами больше похожий на ступеньку, стал ещё одной вехой на пути профессионального становления могочинского машиниста электровоза второго класса Андрея Опсикова. Эту преграду для безопасного движения он обнаружил вместе с молодым коллегой, помощником машиниста Иваном Токаревым, показав, как в такой ситуации действуют профессионалы.

На белом листе бумаги убористо, аккуратно и кратко описаны подробности той поездки, в которую 8 июня этого года отправились машинист электровоза Андрей Опсиков и помощник машиниста Иван Токарев.

“8 июля в 6:00 местного времени, следуя с поездом №1568 весом 6261 тонна в электровозе серии 3ЭС5К №814 на 6942-м км, пикет 1, почувствовали вертикальный толчок и применили служебное торможение”.

Локомотив вместе с составом тряхнуло прилично, причём, всё описываемое произошло под проливным дождём, да ещё и на железобетонном 32-метровом, 1912 года постройки, мосту через ручей Сосновский, что значительно расширяет количество вариантов с неблагоприятным исходом.

Железнодорожный перегон Таптугары – Семиозёрный Могочинского региона Забайкальской железной дороги не раз попадал в поле зрения ревизоров безопасности движения поездов, не единожды получал критические отзывы специалистов, но в данном случае изумились даже опытные железнодорожники.

После съезда “Ермака” со стальной “ступеньки”, когда машину сильно наклонило влево, Андрей Опсиков и Иван Токарев не только не уронили локомотив и состав, но и оперативно отрапортовали о происшествии коллегам из идущего следом поезда и дежурной по станции Семиозёрный.

Далее локомотивная бригада действовала в соответствии с главой 7 Регламента взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО “РЖД”.

Видео и фото неисправного железнодорожного пути, снятые Андреем Опсиковым и Иваном Токаревым чуть позже под дождём, не из серии проходных материалов, периодически наполняющих сеть. На мосту, заливаемом холодным ливнем, работники ТЧЭ Могоча при предметном осмотре места происшествия обнаружили под 20-м по ходу движения вагоном излом обеих накладок на стыке рельсов по левой нити.

Идущие следом четыре поезда были оперативно остановлены. В начале седьмого утра движенцы закрыли и второй железнодорожный путь. Однако путейская бригада Амазарской дистанции пути прибыла на место происшествия уже в 7:52, а в 8:18 локомотивная бригада под руководством Андрея Опсикова отправилась с перегона после устранения неисправности и выдачи предупреждения об ограничении скорости до 40 км/час.
Железнодорожники таким образом сработали максимально оперативно, но, как бы то ни было, в общей сложности в то нервное утро было задержано 12 грузовых поездов.

Напарник Андрея Опсикова, помощник машиниста электровоза Иван Токарев, проявил себя, как надёжный и умелый специалист. В этой ситуации ему пригодились знания, полученные в Забайкальском многопрофильном техникуме, где он обучался на помощника машиниста. Помог и уже имеющийся практический опыт. И, хотя на момент произошедшего Иван Леонидович не отработал в своей должности и года (на данный момент стаж его работы составляет более одного года), в данной ситуации он действовал правильно, строго по инструкции. Впрочем, с таким наставником, как Андрей Владимирович, по-другому и не получится.

Этот опытный железнодорожник связал свою судьбу с Забайкальской железной дорогой ещё в 1984 году, когда пришёл работать учеником слесаря в локомотивное депо Могоча.

До армии он трудился в могочинском депо слесарем-дизелистом, а после прохождения срочной службы пошёл учиться на курсы подготовки помощников машиниста тепловоза и электровоза, организованные при могочинском локомотивном депо.

В 1987 году Андрей Опсиков вышел в свой первый рейс в качестве помощника машиниста электровоза, и в этой должности отработал ровно четыре года.

Начало 90-х невесело встречало забайкальцев и безработицей, и массовым пьянством, и разгулом преступности. Забайкальская железная дорога, которую Андрей Опсиков безоговорочно выбрал в попутчики, стала для него одним из самых надёжных оберегов от любого житейского неустройства.

В сентябре 1991 года Андрей Опсиков направляется на курсы подготовки машинистов электровоза, которые успешно проходит в дорожной технической школе №1. После прохождения курсов в помощниках он оставался чуть более года, и с лета 1993 года неизменно трудился машинистом электровоза.

С той поры в поездках навидался всякого. Он хорошо помнит давний аналогичный случай в самом начале своей поездной карьеры, когда в пути следования обнаружил похожий угол в плане недалеко от станции Чичатка.
Работал Андрей Владимирович всегда на совесть. Следил за реформами, происходящими на предприятии и в компании. Но не как сторонний наблюдатель, а деятельно, повышая классность, напитываясь знаниями и опытом.

С ноября 2011 года он работает машинистом электровоза 2-го класса эксплуатационного локомотивного депо Могоча Забайкальской дирекции тяги – структурного подразделения дирекции тяги – филиала ОАО “РЖД”.
Насколько длинно звучит его нынешняя должность, настолько быстро со временем замелькали уходящие годы, в беге которых Андрей Опсиков сумел разглядеть и понять главное. Какой бы нудной порой ни была повседневная рутина, относиться к своей профессии нужно с любовью, а к обязанностям – с максимальной ответственностью. И компания отблагодарила добросовестного специалиста за это понимание признанием его профессиональных заслуг.

Знак “За безаварийный пробег на локомотиве 1 миллион километров” Андрей Опсиков получил по приказу президента ОАО “РЖД” в 2016 году, а на следующий год он принимал поздравления руководства и своих коллег в эксплуатационном локомотивном депо в связи с получением почётной грамоты ОАО “РЖД”.

В своём роду Андрей Владимирович уже не первый железнодорожник. В своё время его отец, Владимир Иванович Опсиков, работал в Могоче бригадиром инструментального цеха, занимаясь ремонтом локомотивов. Сегодня верен железнодорожной стезе и младший сын Андрея Владимировича, Артём Опсиков. У него, конечно, нет ещё такого богатого опыта, как у отца, но он водит локомотивы уже около двух лет, нарабатывая умения и навыки.

Опсикову-старшему до выхода на заслуженный отдых остаются считанные годы. Жить здесь и сейчас в суровом крае нашему герою помогает неповторимая могочинская тайга с её ягодными “плантациями” и чистейшими родниками. И, разумеется, с охотой и рыбалкой.

Охотник, как и рыбак, знает, что выдержка, умение затаиться и буквально слиться с осенним таёжным безмолвием – первейшее качество настоящего добытчика. Тогда и шустрая коза, и мощный кабан – твои. На местных речках или на полноводной Шилке рыбацкая удача тоже улыбается терпеливым и сосредоточенным. Потому и не приходит Андрей Владимирович домой с пустыми руками, что тренирует бдительность на природе, перенося её в кабину локомотива. А, может быть, наоборот – несёт её из кабины электровоза в лес? Последовательность не важна. Главное то, что это “стреляет”. Ночь-полночь, дождливо или погожий денёк, а очередной грузовой “шеститысячник” под управлением Опсикова и Токарева придёт на станцию назначения точно по графику.

Как правило, хорошие работники – люди скромные и не охочие до прилюдного раскрывания секретов своих профессиональных успехов. Мол, с годами реактивность и чутьё входят уже в привычку. Немалая заслуга в этом факте начальника ТЧЭ Могоча Сергея Горячкина, руководства Забайкальской дирекции тяги и всей Забайкальской железной дороги в целом. Ведь философия безопасного труда и, в целом, безопасности движения поездов, складывается годами, в течение которых из неопытных первозимников вырастают не только путёвые помощники и машинисты, но и надёжные инспекторы безопасности движения.

Как отметил начальник ТЧЭ Могоча Сергей Горячкин, локомотивная бригада в составе Андрея Опсикова и Ивана Токарева в описанных обстоятельствах действовала профессионально и грамотно. Работники локомотивного депо Могоча трудятся на сложном участке Забайкальской железной дороги, в тяжёлых климатических условиях. Но с помощниками машинистов и машинистами проводится систематическая работа, направленная на обеспечение безопасности движения и повышение производительности труда. И когда наши коллеги своими действиями вовремя предотвращают нежелательные события, все мы понимаем, что эти общие труды не напрасны.

– За личный вклад в предотвращение угрозы безопасности движения поездов и возможно тяжёлых последствий, проявленную бдительность и высокий профессиональный уровень, руководство Забайкальской железной дороги просит поощрить машиниста электровоза Опсикова Андрея Владимировича знаком “Почётный железнодорожник ОАО “Российские железные дороги”, а помощника машиниста электровоза Токарева Ивана Леонидовича наградить знаком “За безопасность движения”, – отметил в своём обращении на имя заместителя генерального директора ОАО “РЖД” Олега Валинского заместитель начальника Забайкальской железной дороги – главный ревизор по безопасности движения Сергей Антонов.
Автор: Сергей Гриднев