Секунда на размышление Призыв

Секунда на размышление

Сергей Седов, дежурный по переезду Шумихинской дистанции пути

Железнодорожник заметил серьёзную неисправность в проходящем грузовом составе.

Дежурный по переезду Шумихинской дистанции пути Сергей Седов предотвратил уже несколько опасных событий. Один из последних случаев произошёл этой зимой.

В этот день Сергей Александрович находился на очередном дежурстве.

– Было ещё темно, когда я заметил искрение в проходящем грузовом составе. Он следовал по нечётному пути перегона Шумиха – Щучье. Действовать в такой ситуации надо быстро, – рассказывает железнодорожник. – Сразу же вышел на связь с машинистом и сообщил ему о неисправности. Грузовой остановили для осмотра. Оказалось, опустилась подвеска тормозного башмака.

Не заметь дежурный этого, события могли развиваться по-разному, всё зависит от скорости движения. Чем быстрее идёт поезд, тем тяжелее могут быть последствия. Как минимум это повреждение вагона, есть большой риск схода неисправной тележки. Так что искрение, замеченное дежурным, было предвестником серьёзной угрозы безопасности движения.

– В темноте особенно хорошо видно подобные «фейерверки». Если заметил хоть маленький недочёт – сообщи, иначе может случиться непоправимое, – объясняет Сергей Седов.

Сергей Александрович говорит, что его переезд относится к самой высокой категории. В среднем за сутки через него суммарно в двух направлениях проходит 133 поезда. Объект железнодорожной инфраструктуры находится в черте города Щучье, его пересекают свыше девяти тысяч автомобилей и тринадцать автобусов за сутки, что требует от дежурного особой бдительности, внимания и принятия оперативных действий в нестандартных ситуациях.

За время своей работы железнодорожник уже не раз сталкивался с подобными неординарными случаями. Он неоднократно выявлял задымление, искрение в колёсных парах вагонов грузовых поездов. Причиной тому были такие неисправности, как выпадение валика подвески башмака треангеля тормозной рычажной передачи в вагоне, неисправности буксовых узлов.

Если с обнаружением искрения всё более-менее понятно, то вот с сыпучими грузами сложнее. Как заметить в темноте тонкую струйку убегающего груза? Конечно, здесь опять стоит сделать поправку на масштаб. Но дежурный говорит, что бдительность, ответственность и внимание – его самые главные помощники. Буквально за две недели до случая, описанного выше, Сергей Александрович остановил ещё один поезд.

– Он шёл со стороны Челябинска. Увидел, как в 23 вагоне с головы сыплется что-то похожее на песок. Передал сообщение машинисту поезда и дежурным по станциям, – рассказывает Сергей Седов. – Утечка груза может привести к тому, что вагон был бы заполнен неравномерно. Какая-то часть стала бы пустой, а какая-то осталась полной – получается перекос. Вагон может расшатать и выбросить из колеи.

Но, конечно, одно дело, когда поезд грузовой, другое – когда по путям мчится пассажирский. Один случай запомнился дежурному особенно, ведь на кону была не одна человеческая жизнь.

– Пассажирский состав приближался на полном ходу. Зазвенел переезд, шлагбаум опустился. Переезд закрылся. В это время на него заехал автомобиль, как потом выяснилось, за рулём был пьяный водитель. Плиты УЗП (устройство заграждения переезда) ещё не поднялись, и он «забрался» на настил, преградив пути. У меня была буквально секунда на размышление. Я срываю пломбу с кнопки «Включение заграждения» и включаю заградительную сигнализацию. Соответственный сигнал сработал у машиниста, и он применил экстренное торможение. Поезд остановился буквально в пятидесяти метрах от переезда. Как говорится, обошлось.

В коллективе дистанции Сергей Александрович пользуется авторитетом и уважением. Он отзывчив и всегда готов прийти на помощь. К тому же охотно делился опытом с молодыми коллегами, принимая на себя роль наставника для вновь принимаемых дежурных по переезду. Пытается передать стажёру максимум своих знаний, объясняет тонкости работы.

– Всегда говорю: заметил малейшую неисправность – действуй. Если надо останавливать поезд – останавливай. Если ничего не найдут – хорошо, если обнаружат неисправность – хорошо вдвойне. Конечно, всё делать согласно инструкции, – рассказывает дежурный. – В нашей работе много особенностей. Опыт приходит с годами. Поэтому новым работникам нужно больше практики с наставниками.

Обязанности дежурного требуют непрестанной внимательности и бдительности, и поэтому должность очень напряжённая в моральном плане. Поддерживать себя в отличном состоянии перед сменой помогает хороший отдых.

– Главное правило, которое, никогда не нарушаю, – выспаться перед ночной сменой. Бывает, конечно, ночью клонит в сон, тогда выход простой: идёшь на свежий воздух, берёшь лопатку или веничек и занимаешься своей территорией. Такая зарядка сразу восстанавливает баланс сил, появляется бодрость, – рассказывает Сергей Александрович. – Выходные провожу дома, летом стараюсь выбираться на озеро. Хобби у меня нет. Хотя, наверно, свой дом – это и есть главное увлечение. Занимаюсь строительством, облагораживаю территорию.

Железнодорожник смеётся, что даже здесь иногда чувствует себя, как на работе: постоянно прислушивается, как идут поезда. Это уже просто привычка – быть всегда во внимании. Дело ещё и в том, что дом располагается недалеко от железной дороги.

Сергей Седов утверждает, что в профессию пришёл осознанно:

– После армии поступил в железнодорожный техникум. Почему выбор пал на него? Всегда было на кого равняться – два дяди трудятся на магистрали. Сначала работал в энергохозяйстве, потом после оптимизации предложили перейти в путевое. Постепенно набирался опыта. Спустя время предложили отучиться на дежурного по переезду. Согласился. Работать начал подменным дежурным, а затем перешёл в основной штат. В общей сложности я 23 года на магистрали. Нисколько не жалею, что выбрал эту профессию. Очень люблю свою работу и не могу представить себя на другом месте.
Автор: Наталья Лукьянчикова