Железная женская логика Волжская магистраль

Железная женская логика

Светлана Егорова, дежурная по станции Владимир

Профессионализм, оперативность действий и чёткость мышления Светланы Егоровой помогли справиться с резко возросшим потоком поездов по станции Владимир.

ЛЁГКАЯ СМУЩЁННАЯ УЛЫБКА, КОТОРОЙ СВЕТЛАНА СЛОВНО ОТГОРАЖИВАЕТСЯ ОТ НЕЗНАКОМОГО СОБЕСЕДНИКА. ОСТОРОЖНЫЙ ВЗГЛЯД СВЕТЛЫХ, САМУЮ ЧУТОЧКУ РАСКОСЫХ ГЛАЗ. НУ И ГДЕ ОНА, ТА ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ, ГОТОВАЯ ВЗЯТЬ В СВОИ РУКИ ПОТОК ПОЕЗДОВ, О КОТОРОЙ МНЕ РАССКАЗЫВАЛИ НАКАНУНЕ КОМАНДИРОВКИ?

Волевого, знающего своё дело командира движения я увижу в ней позже, когда мне разрешат понаблюдать за работой Светланы Егоровой, дежурной по станции Владимир. Увижу её характер, настойчивость, чёткость действий. Хотя «железной» называть эту миловидную женщину совсем не хочется.

НА ПОМОЩЬ СОСЕДЯМ
15 июня стало для работников станции Владимир днём испытания на профессионализм. Случаются такие сутки на железных дорогах – когда не только кофе выпить, но и глубокий вдох-выдох сделать некогда. Дежурившая в ночь с 15-го на 16-е Светлана Егорова и её коллеги вряд ли забудут напряжение той смены.

У соседей, на Московской дороге, произошёл сход на станции Черусти. Первоначально СМИ сообщали о четырёх вагонах с углём, чуть позже – о пяти. В Интернете появились фотографии с вагонами, лежащими поперёк путей. Движение на этом участке Южного хода замерло.

Чтобы не остановить поток поездов, в аппаратах двух дирекций управления движением, Московской и Горьковской, принято решение: поезда, которые шли по Южному ходу, пропустить по Северному, то есть по стыку Петушки через станцию Владимир.

– Пропуск дополнительного потока поездов был связан с рядом проблем. Станция Владимир по своей перерабатывающей способности на такие объёмы работы не рассчитана. Особенно с учётом её нахождения на ходу, где идёт много скоростных пассажирских поездов, которые снимают грузовые нитки. А кроме того, как Вековка на Южном ходу, так и Владимир на Северном являются станциями стыкования тока. Все поезда, и чётные, и нечётные, идут со сменой тяги. С этим связаны дополнительные трудности пропуска возросшего потока поездов, – поясняет заместитель начальника станции Владимир по оперативной работе Илья Дворкин.

ПЕРВАЯ СКРИПКА
Пик нагрузки 15 июня пришёлся на ночную смену, когда на свой пост заступили дежурные по станции Михаил Ермилов, Светлана Егорова и старший дежурный Виктория Тябрикова. Руководители станции отдают должное каждому из них: настоящие профессионалы! Отмечают слаженность их работы: в этом небольшом коллективе понимают друг друга с полуслова. На старшем дежурном – связь с поездным диспетчером: вместе они планируют подход поездов. За пультом реализацию этих планов, приём и отправление поездов, приготовление маршрутов обеспечивают Михаил и Светлана – в одной связке и в полном взаимодействии со старшим дежурным.

И всё же «первая скрипка» здесь, безусловно, Егорова.

– Обычные объёмы нашей работы в ночную смену – 15 пар пассажирских. А в ту ночь было примерно на 10 – 12 пар больше. Хотя сейчас точно уже не скажу. Плюс грузовые. Путь иногда ещё и не освободился полностью, а на него уже надо принимать следующий поезд, – вспоминает Светлана Владимировна.

Мне вдруг вспомнились статьи нашей газеты о работе движенцев в годы Великой Отечественной войны, о пропуске воинских эшелонов, которые шли непрерывным потоком – один за другим, на расстоянии видимости хвостового сигнала. «Какое может быть сравнение!» – наверняка скажут профессионалы. Что ж, я в этом деле не специалист. И я не сравниваю. Просто вспомнилось.

И ещё подумалось: наверняка движение поездов тогда, в тяжелейших условиях, обеспечивали именно такие люди, как Егорова.

ОШИБКИ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ
Та ночь задала работы всем. И движенцам, и их смежникам. Вагонники оперативно проводили осмотр подвижного состава и опробование тормозов. Локомотивщики обеспечивали своевременный ремонт электровозов, если это требовалось, и выдачу их под поезда. И все-таки основная заслуга – движенцев.

– В ночь остался работать начальник станции Дмитрий Леонидович Боровик, который координировал действия всех предприятий узла, – рассказывает Илья Дворкин. – Дежурные по станции занимались пропуском поездов. По большому счёту – своей работой. Просто в тех условиях очень тяжело было сделать так, чтобы не остановить движение. Цена ошибки велика. В условиях дефицита путей, предназначенных для приёма и пропуска поездов, любая ошибка, неверное действие по приёму, по отправлению заведёт в тупик: электровозы не смогут проехать под поезда. Вот тут как раз проявились качества Светланы Владимировны как опытного дежурного по станции в части разруливания ситуации, разведения потоков. Станция Владимир имеет для пассажирских поездов всего четыре пути. Есть ограничения по отправлению чётных поездов с первого и третьего. К слову, были в этот день и дополнительные поезда с болельщиками FIFA. Особое внимание уделяли именно им – для скорейшего продвижения, чтобы не сорвать праздник всей страны.

А мы снова обращаемся с вопросом к нашей героине:

– Светлана Владимировна, как переживается ответственность в такие напряжённые смены?

– Да никак. Просто работаешь. Не расслабляешься. Конечно, надо просчитать ситуацию заранее. Как уменьшить стоянку. Чтобы поезд обработали быстрее. Чтобы отправить его поскорее и тем самым сократить его опоздание на конечную станцию. Путевое развитие, в принципе, у нас хорошо обеспечивает массу параллельных маршрутов. Станция сама по себе узкая. Но за счёт того, что у нас уложены английские стрелки, можно обеспечить много параллельных маршрутов.


МАТЕМАТИКА ДВИЖЕНИЯ
Её умение просчитать все варианты, предвидеть возможный ход событий для каждого из них и выбрать оптимальное решение отмечают все, кто хоть в малой степени знаком со стилем работы Егоровой.

– Светлана Владимировна, а в шахматы вы никогда не играли?

– В шахматы – нет, а вот «пятнашки» – всегда любила. Интересно разбираться в сложных комбинациях. В тестах для дежурных по станции тоже есть такие «пятнашки», где надо с минимальным количеством перестановок расположить цифры по порядку.

Вот и на работе ей нравится «решать» такие трудные ситуации. Надо принимать поезд – а некуда. Получаешь от этого колоссальную дозу адреналина. И когда всё-таки принял его, отправил – чувствуешь удовлетворение.

– Живая работа. Ты видишь результаты своего труда. В прямом смысле этого слова, – указывает Светлана Владимировна на табло.

И характер на такой работе нужен, чтобы настоять на своём. Иногда она даже не может чётко обосновать, почему решила взять поезд на этот путь. Но знает: надо действовать именно так. И надо ещё других убедить, что этот поезд нужен ей именно там, что ей так удобнее принять его, отправить.

– Я вслепую ничего не делаю. У нас всё здесь перед глазами. Вот сейчас – по третьему пассажирскому отправится грузовой на Орехово. На пятом пассажирском стоит электропоезд. В чётном парке – поезда на шестом и на восьмом пути. Сейчас будут электровозы под них предъявляться. Я уже примерно знаю, когда у меня поезд заказан. Знаю, к какому времени мне нужен электровоз. Я могу спланировать, где он у меня пойдёт, по какому пути, где я его погоню в это время. Чистая математика. А математику я люблю.

О КОЛЛЕГЕ
Разумеется, одной математики – без опыта – всё же недостаточно. Светлана вспоминает время, когда осваивала профессию дежурного, и своего наставника – Елену Анатольевну Быкову. Восемь лет в одной смене.

– Я работаю, она за мной наблюдает. А потом скажет: а теперь посмотри, что бы ты могла сделать, чтобы не в одну «кучу» всё собралось, а чтобы всё ехало и всё было нормально. И я приглядывалась к её работе. Хотелось учиться. Нравилась её честность – прямо-таки патологическая. Она просто не умеет врать. Да и я в этом чем-то похожа на неё. Спроси меня о чём-то напрямую – схитрить не смогу. В разведку со мной ходить нельзя, – смеётся Светлана.

Разведка – разведкой, а вот на помощь коллегам она всегда готова прийти.

– Я работаю на станции с 2001 года, – рассказывает Илья Дворкин. – В 2002-м назначен дежурным станционного поста централизации (так называлась профессия дежурного по станции). Неоднократно попадал со Светланой Владимировной в одну смену. Очень нравилось с ней работать. Я всегда уважал её за профессионализм, оперативность действий, чёткость мышления. При этом в ней нет никакого снобизма. Она всегда готова помочь. А так как я в тот момент ещё только набирался опыта, то помощь её была для меня очень важна. И сейчас, уже как руководитель, я высоко ценю её за профессионализм, который она неоднократно доказывала. Несколько лет подряд Светлана Владимировна была удостоена звания «Мастер», которое в дирекции управления движением присваивается самым квалифицированным работникам.

– Человек она замечательный, отзывчивый, добрый и очень умный, с хорошим тактическим мышлением. Работать с ней – удовольствие, – говорит Жанна Шошина, подменный старший дежурный по станции.

– Очень приятный в общении человек, умный, эрудированный, – согласен с ней Михаил Ермилов.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО, СВЕТЛАНА!
Аврал в ночь с 15-го на 16-е, разумеется, не единственный в практике Светланы Владимировны. А самое страшное – когда ЧП происходит на твоей станции. Лет пятнадцать назад, вспоминает моя собеседница, был во Владимире сход в грузовом поезде.

– Случилось это в горловине. Станция парализована. Всё табло горело красным. Начальник станции Михаил Александрович Круглов лично закрывал стрелки, готовил маршрут вручную, а мы принимали поезда. Ничего не видишь, стрелки по маршруту закрываешь на замок. Даёшь приказ на движение при запрещающих показаниях. Ошибиться нельзя. Тяжело. Сход случился около 14 часов, наша смена ушла домой в 20.30, а движение в полном объёме всё ещё не было восстановлено.

Психологическое напряжение огромное. Даже в обычную, не авральную смену. Но замечаешь его, как правило, уже по дороге домой. Этому, однако, верят не все: не шпалы же ворочали.

Хорошая психологическая разгрузка для Светланы – общение с внуком: Егору Егорову уже пять лет. Нынешним летом они живут с ним в деревне. Оттуда Светлана Владимировна уезжает на работу и туда возвращается со смены.

– Внук? А сколько же вам лет?

– Сорок семь. Я молодая бабушка.

– А я думала тридцать восемь…
Автор: Марина Галкина