ГОЛОСУЙ
(Голосов: 1)
Подвиг под стук колёс Железнодорожник Поволжья

Подвиг под стук колёс

Александр Яценко, монтёр пути Саратовской дистанции пути

Монтёр пути Александр Яценко проявил внимательность и оперативность, что позволило предотвратить крупную аварию.

Третьего июля рабочий день для монтёров Саратовской дистанции пути, трудившихся в районе станции Саратов-2, начался рано. Лето выдалось жарким, так что к выполнению служебных обязанностей путейцы приступили в четыре утра. Это позволяло закончить работу к тому моменту, когда солнечные лучи становились безжалостно палящими. Завершив к обеду всё намеченное, монтёр пути Александр Яценко отправился отдыхать домой. Однако он и предположить не мог, что сделать главное в этот день ему ещё только предстоит...

Судьбоносная прогулка
Вечером, когда жара спала, железнодорожник, по обыкновению, вышел на прогулку с собакой. Живёт Александр Яценко неподалёку от работы, так что частенько прохаживается вместе со своим питомцем вдоль стальной магистрали.

– Мы шли параллельно железнодорожным путям, как вдруг я услышал странный звук: дык-дык-дык. Он становился всё громче. Я взглянул в ту сторону, откуда он доносился, и всё сразу стало понятно, – вспоминает Александр.

Мимо проезжал грузовой состав, а необычное громыхание, как оказалось, издавали при наезде на железобетонные шпалы сошедшие с рельсов колёсные пары. Вокруг них поднимались клубы пыли. Такую картину воочию Александру Викторовичу довелось наблюдать впервые. Однако он не растерялся.

Можно было достать мобильный, набрать мастера, объяснить, что случилось. Но этот вариант путеец моментально отмёл: вдруг не дозвонишься сразу. И даже в случае успешного со-единения специалисту потребовалось бы время, чтобы довести информацию о сходе до локомотивной бригады. А счёт шёл не на минуты – на секунды.

– Поблизости был пункт обогрева, и я бросился к нему. Уж и не вспомнить, когда до этого приходилось так быстро бегать, – рассказывает Александр Яценко. 

Из оборудованного системой связи помещения монтёр пути сообщил об увиденном дежурному по станции. Тот немедленно вызвал локомотивную бригаду. Ничего до того момента не подозревавший машинист начал останавливать состав.

– Связавшись с дежурным по станции, я понял, что сделать больше уже ничего не могу. Впереди был стрелочный перевод. Лишь ждать развязки. Выдохнул только после того, как увидел, что поезд тормозит, – говорит монтёр пути. 

Пострадавших нет
Грузовой поезд № 3261 был сформирован на станции Анисовка. Он следовал до станции Трофимовский-2 и включал в себя 59 вагонов. Двадцать третий сошёл при следовании поезда в режиме тяги со скоростью 10 километров в час на четвёртом километре внутристанционного соединительного пути IIIНП станции Саратов-2. После того как две колёсные пары первой по ходу движения тележки сошли с рельсов, состав проследовал ещё порядка 350 метров. 

Следствием схода стало повреждение шести железобетонных шпал. На двух стрелочных переводах были погнуты соединительные тяги. Злосчастный вагон отправили на текущий отцепочный ремонт в объёме ТР-2. Картина не самая радужная, однако, не прояви Александр Яценко внимательность и расторопность, всё могло обернуться куда более плачевными последствиями. Благодаря уверенным и оперативным действиям монтёра пути серьёзного ущерба, повреждения инфраструктуры, подвижного состава удалось избежать. 

Главное – стабильность
Александр не первый железнодорожник в семье. Не одно десятилетие посвятил работе на магистрали дедушка нашего героя. Правда, трудился он не в путевом, а в вагонном хозяйстве. Маленькому Саше нравилось слушать его рассказы о работе. Возможно, они сыграли не последнюю роль при выборе жизненного пути. Впрочем, в детские годы Александр Яценко о профессии железнодорожника особо не задумывался.

– Для многих моих коллег трудиться на стальной магистрали было мечтой детства. Я же какой-то романтической страсти к поездам никогда не испытывал, – честно признаётся собеседник.

Для Александра Викторовича главное в работе – стабильность. Именно в её поисках он и решил по примеру дедушки избрать для себя железнодорожную стезю.

– Через какие только передряги нашей стране не доводилось проходить: и революции, и войны. Одни профессии исчезали, другие – появлялись. А железная дорога как работала, так и работает, – размышляет путеец.

На Приволжской магистрали Александр Яценко трудится уже порядка 15 лет. За этот продолжительный срок он зарекомендовал себя с самой положительной стороны и в кругу коллег, и среди руководства. 

– Александр Викторович – человек в высшей степени ответственный. Если я поручаю ему какое-либо задание, то могу быть на все сто процентов уверенным, что выполнено оно будет в лучшем виде, – говорит дорожный мастер Мирослав Гурцев.

Добросовестному отношению монтёра пути к своим служебным обязанностям имеется не только словесное, но и документальное подтверждение. В копилке достижений Александра Яценко есть награды самого высокого уровня. К примеру, почётная грамота от президента ОАО «РЖД». Поощрением за недавнее предотвращение крупной аварии для Александра Викторовича стала денежная премия.

– В тот момент, когда всё происходило, о каких бы то ни было премиях даже не помышлял. Осознание того факта, что в развернувшихся на станции событиях я сыграл одну из ключевых ролей, ко мне пришло гораздо позже. А тогда действовал словно на автопилоте, – признаётся монтёр пути.

Каких-то особых заслуг в своих действиях Александр Викторович не видит.

– Во многом это было делом случая. Выйди я из дома десятью минутами позже, мы бы сейчас с вами не разговаривали. Окажись на моём месте в тот миг кто-то из коллег, уверен, он поступил бы в сложившейся ситуации точно так же, – заключает путеец.

Как бы то ни было, Александру Яценко есть что рассказать родным и близким о своей работе. Станет ли в будущем дочь Анастасия железнодорожницей, пока неизвестно, но в том, что она может по праву гордиться отцом, нет никаких сомнений. 
Автор: Глеб Хрусталёв