Не по графику Московский железнодорожник

Не по графику

Артур Киракосян, машинист крана

Команда восстановительного поезда Подмосковная пришла на помощь коллегам с Горьковской дороги.

В начале августа в восстановительный поезд №3033 на станции Подмосковная из головной организации – Дирекции аварийно-восстановительных средств пришла радостная весть. Группе сотрудников этого подразделения приказом начальника Московской железной дороги Владимира Молдавера объявлена благодарность. В числе отличившихся и машинист крана Артур Киракосян.

За что же отмечены восстановители, почему сегодня мы рассказываем об Артуре Мартуниевиче? Причин тому несколько. Основная из них – отличное выполнение профессионального долга, помощь коллегам с соседней дороги в нестандартной ситуации и, как следствие, предотвращение последствий, которые могли привести к нарушению безопасности движения.

Если же говорить об Артуре Киракосяне, то здесь сыграло свою роль мнение команды, членом которой он является. Сами восстановители на вопрос о том, кто станет героем газетного материала, не раздумывая, указали на него. В том числе и принимавшие участие в событиях 11 июля этого года заместитель начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств МЖД Андрей Близнецов и начальник восстановительного поезда на станции Подмосковная Дмитрий Данилов.

Что же случилось в тот июльский день на Горьковской железной дороге, какую роль сыграли представители столичной магистрали?

В три часа утра 11 июля на 4-м пути 419 км перегона Доскино – Игумново из-за отключения контактной сети остановился грузовой поезд №2814. Одновременно от машиниста пассажирского поезда №11 поступила информация об обрыве на 419 км контактного провода. При осмотре помощник машиниста грузового состава обнаружил, что на трёх железнодорожных сцепных транспортёрах нет груза – крупногабаритной конструкции для нефтеперерабатывающего предприятия. Труба массой 107 тонн, диаметром 4 м и длиной 28 м упала в сторону железнодорожного откоса. Благодаря этому не был нарушен габарит и по соседнему пути шли скоростные поезда «Стриж». К месту происшествия выехала комиссия Горьковской железной дороги. В 4.47 со станции Нижний Новгород-Сортировочный поднят и отправлен на перегон Доскино – Игумново восстановительный поезд.

Восстановителей ГЖД ещё не было на месте, когда железнодорожникам стало понятно, что с задачей только собственными силами не справиться. Слишком велик по объёму и весу был упавший груз, стоимость которого к тому же исчислялась десятками миллионов руб. Нужна ювелирная работа большой команды специалистов, имеющих в распоряжении необходимую технику. Требовалось два телескопических крана на железнодорожном ходу КЖ-1572. У горьковчан же имелся лишь один. И тогда первый заместитель Горьковской железной дороги Александр Процкий обратился к коллегам с Московской железной дороги.

– Мы получили приказ заместителя начальника МЖД – главного ревизора по безопасности движения поездов Юрия Овсянникова о выдвижении на Горьковскую железную дорогу утром во время пересменки, – говорит начальник восстановительного поезда Дмитрий Данилов. – Определяющим стало наличие у нас необходимого крана. Команда состояла из тех, кто был в этот момент на работе. Все эти люди – квалифицированные, грамотные специалисты. За их плечами не одно учение и ликвидация аварий. Если же говорить о факторе внезапности, то для нас это обычная практика. По графику бывают только учения.

Очень быстро со станции Подмосковная на территорию восстановительного поезда подошёл маневровый локомотив, приписанный к депо имени Ильича, подцепил состав с краном, передвижной электростанцией, другой необходимой техникой и, конечно, с экипажем специалистов. На Каланчёвке в кабину подсел машинист-инструктор, который знал профиль пути и помогал вести состав. Движенцы организовали «зелёный коридор» до станции Горький-Сортировочный.

Дмитрий Данилов говорит, что им повезло: в тот момент оказался на месте Артур Киракосян, машинист телескопического крана, виртуозно управляющий этой могучей машиной. Из всех, кто выехал в командировку на соседнюю магистраль, Артур Мартуниевич не только самый старший по возрасту, но и самый опытный.

По железнодорожным меркам они буквально домчались до места происшествия, потратив на дорогу около 3 часов. К слову, домой восстановители из Подмосковной добирались почти сутки.

– Мы хорошо понимали, что нас там ждут, – говорит Артур Киракосян. – Ещё в дороге заместитель начальника дирекции получил снимки с места происшествия, на которых было видно, как лежит груз. Постоянно шли переговоры, в ходе которых совместные действия обговаривали вплоть до деталей. Это позволило, когда оказались на месте, сократить время на согласования.

Впрочем, даже такому манёвренному подразделению требуется определённое время на подготовку техники. Одному машинисту железнодорожного крана не управиться с его расстановкой. Поэтому у восстановителей всё «разложено» по полочкам. Каждый из команды знает, чем ему заниматься: выдвигать и обжимать опоры, делать шпальную выкладку, выравнивать площадку. В данном случае с одной стороны площадки пришлось копать, а с другой – подсыпать.

И всё же главная партия в этом «хоре» принадлежит машинисту крана.

– На этот раз нам пришлось действовать вдвоём с коллегой из Нижнего Новгорода, – знакомит с деталями операции Артур Киракосян. – Он находился с одного конца труды, а я – с другого. Расстояние – около 30 м. Работали синхронно. Приказы нам отдавали по рации. Груз поднимали тросами. Причём надо было одновременно и поднять, и повернуть груз, чтобы поставить его на платформу. Всё это время по соседнему пути шли поезда.

– Когда работа была завершена, к нам подошёл заместитель начальника ГЖД и поблагодарил, – говорит Дмитрий Данилов. – От себя могу сказать, что все, кто был в этой командировке, проявили себя с лучшей стороны. Всем, как и Артуру Киракосяну, спасибо.

В результате совместных скоординированных действий личного состава восстановительных поездов двух железных дорог удалось оперативно погрузить и вывести с перегона железнодорожный сцепной транспортёр с крупногабаритным грузом.

Артур Киракосян – потомственный железнодорожник. В Московско-Смоленском отделении трудился и его отец, он был ревизором по безопасности движения. Артур начал свою трудовую биографию на транспорте после окончания средней школы в 1974 году слесарем по ремонту подвижного состава вагонного депо Москва-Рижская. Завершив действительную службу, которую он проходил на Северном флоте в качестве подводника, несколько лет трудился в Московско-Рижской дистанции СЦБ. В 1982 году пришёл в локомотивное депо Подмосковная, где вырос до машиниста электровоза второго класса.

В восстановительный поезд №3033 Артур Киракосян устроился в 1996 году, после того как локомотивное депо Подмосковная исчезло с карты Московской железной дороги. Получается, что вся его трудовая биография связана с Подмосковной. Несколько раз он менял свой профессиональный профиль, но ни разу не шёл туда, где было бы легче. А полученные знания и опыт в конечном счёте пригодились здесь, в восстановительном поезде.

– Я доволен, что мы хорошо сделали порученную нам работу, – говорит Артур Мартуниевич. – Всё было чётко и на уровне руководства процессом, и на исполнительском. Но как же хочется, чтобы таких происшествий было меньше.

Заканчивая рассказ об Артуре Киракосяне, не могу не перечислить тех, кто, помимо трёх названных в начале материала человек, выполнили свой долг и помогли соседней дороге. Мастера участка ВП-3033 Игорь Королёв и Леонид Хахаев, машинист крана Алексей Якунчиков, машинист бульдозера Дмитрий Глоба, машинисты передвижной электростанции Вадим Летягин и Сергей Пархуто, электрогазосварщики Виктор Розинкевич и Николай Будников.

Трудовые будни коллектива ВП-3033 продолжаются. Предприятие не раз становилось лидером на дорожном уровне. В 2007 году ему было присвоено звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики». А ещё можно сказать, что жизнь показала правильность решения, принятого в ноябре 1936 года. Из вспомогательных эти поезда стали восстановительными, а их кадровый состав начали укомплектовывать квалифицированными и проверенными работниками.
Автор: Вера Чубарова