Памятник как дело чести Куйбышевский железнодорожник

Памятник как дело чести

Александр Алёхин, инженер по гражданской обороне

Инженер по гражданской обороне станции Бугульма Александр Алёхин стал инициатором открытия в городе памятника воинам-десантникам.

Совсем недавно – 2 августа 2018 года – для жителей Бугульмы состоялось значимое событие: был открыт памятник знаменитому командующему ВДВ и Герою Советского Союза Василию Маргелову. 

Торжественная церемония в день 88-й годовщины ВДВ состоялась на Аллее Героев в Бугульме. В открытии памятника приняли участие первые лица района, города и, конечно, местное отделение Межрегиональной общественной организации «Союз десантников», членом которой является и работник станции Бугульма, инженер по гражданской обороне Александр Алёхин.

Александр Тимофеевич – как десантник,– был инициатором установки памятника в своём городе. К слову, он входит не только в местную, но и во Всероссийскую организацию «Союз десантников». К основным направлениям деятельности организации относятся военно-патриотическое, нравственное, физическое воспитание молодёжи, содействие в подготовке к службе в Вооруженных силах, помощь ветеранам ВДВ.

«В годы своей армейской службы в воздушно-десантных войсках я прошёл серьёзную школу подготовки, которая закалила характер на всю жизнь, – рассказал Александр Тимофеевич. – Увековечить крылатую пехоту, имена павших за Родину десантников, стало для меня делом чести. Идею по установке памятника я вместе с группой единомышленников, в которую вошли порядка 20 человек, вынашивал три года. Мы однозначно решили, что символом ВДВ должен стать Василий Маргелов – генерал армии, ветеран советско-финской и Великой Отечественной войн, участник Парада Победы. Василий Филиппович командовал ВДВ в 1954–1959 и 1961–1979 годах. Вклад Маргелова в формирование элитного подразделения был настолько велик, что нашёл отражение в шуточной расшифровке аббревиатуры – «Войска дяди Васи».

Деньги на памятник Александр Алёхин с товарищами собирали среди своих. Сами оформили земельный участок, прошлой осенью начали подготовительные работы, залили фундамент, а после зимы продолжили работы, уложили основание плиткой, подвели электричество, оформили необходимую документацию. Бюст Василия Маргелова привезли из Краснодарского края, где находится единственный завод по изготовлению монументов высокого качества. Трёхтонный памятник, состоящий из трёх частей, десантники перевезли в Бугульму на «газели», причём для этого им понадобилось два рейса.

Во время открытия объекта Алёхина переполняла гордость, ведь армейская служба в военно-десантных войсках сыграла важную роль в его жизни и помогла состояться как профессионалу-железнодорожнику. Прежде всего, она закалила его характер, научила бороться с трудностями, не отступать от намеченных целей.

Работать на железную дорогу Александр Алёхин пришёл ещё до службы в армии. Он, как потомственный железнодорожник в третьем поколении, в выборе профессии не сомневался.

«В семье, где все были железнодорожниками и каждый день разговор был на одну и ту же тему, трудно было выбрать себе в жизни другую профессию, – признаётся Александр Тимофеевич. – Отец, Тимофей Данилович, сразу после окончания Японской войны пришёл работать на «железку» кочегаром, затем помощником машиниста. Старший брат Евгений пошёл по стопам отца, работал машинистом тепловоза».

Александр Тимофеевич последовал примеру старших, и в начале семидесятых пришёл работать в локомотивное депо Бугульма. Начинал трудовую деятельность слесарем подвижного состава. Вскоре его забрали армию. Службу Алёхин проходил в Белоруссии, в 103-й воздушно-десантной дивизии.

«Демобилизовался перед началом Афганской войны, – вспоминает он. – Многим ребятам из нашего полка, выполнявшим интернациональный долг, не суждено было вернуться домой. В тот момент я дал себе клятву поставить в их честь памятник».

После армии Александр Тимофеевич продолжил работу помощником машиниста, а затем поступил в Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне СамГУПС). Кстати, он был в ряду первых выпускников этого вуза.

По окончании института Алёхин работал дежурным по станции Бугульма, заместителем начальника станции, ревизором по безопасности движения. Больше всего – 17 лет – Александр Тимофеевич проработал в должности ревизора и очень прикипел к этой профессии. Коллеги вспоминают, что он был требовательным и вместе с тем всегда поддерживал работников станции.

«Прежде чем контролировать и спрашивать с людей, нужно их научить, – считает Александр Тимофеевич. – Работа ревизора беспокойная, неблагодарная, но одна из самых результативных на железной дороге».

Ярким примером профессионализма Алёхина может служить такой эпизод. Однажды дежурными по станции в Волго-Камский регион пришли работать два молодых специалиста. Когда начальник отдела перевозок узнал, что они проходили практику у Алёхина, то сказал: «Значит, из вас будет толк». И действительно, оба работника достигли в дальнейшем больших успехов в работе и сейчас трудятся на Куйбышевской дороге на руководящих должностях.

В послужном списке Алёхина есть две дорогие ему награды – это знак «За безопасность движения», полученный в 2013 году, когда он работал в должности ревизора по безопасности движения, и нагрудный знак «За безупречную службу на железнодорожном транспорте. 30 лет», вручённый ему совсем недавно, на День железнодорожника.
«Мне очень приятно, что в этом году у меня состоялось два важных события в жизни, причём практически одновременно, – признался Алёхин. – Наверное, символично для меня, что оба профессиональных праздника – День воздушно-десантных войск и День железнодорожника, празднуются чуть ли не вместе, в начале августа».

Сегодня Александр Алёхин работает инженером 2-й категории по гражданской обороне станции Бугульма, курирует по своей специфике весь Нижнекамский узел.

«Вопросы гражданской обороны мне очень близки и понятны, – говорит он. – Дважды в год во время комиссионных осмотров моя работа тщательно проверяется вышестоящим руководством. Стараюсь быть всегда в форме, строго выполняю рекомендации. И здесь, как никогда, помогает армейская закалка. Мне легко работать в этой должности ещё и потому, что, проработав на железной дороге в общей сложности 38 лет, знаю многих людей, с которыми сталкивался по долгу службы. Коллеги всегда идут мне навстречу».

В быту Александр Тимофеевич отличный семьянин и надёжный товарищ, который придёт на выручку по первому зову. 

И ещё у него есть давнее хобби – прыжки с парашютом, которые стали частью его жизни после армии.

«Никогда не забуду ощущения от первого прыжка с высоты 800 м, – вспоминает десантник. – Теоретически нас подготовили, но в самолёте мало кто что-нибудь ещё понимал. Прыгнул я относительно спокойно. Когда раскрылся парашют, и я увидел землю с высоты птичьего полёта, меня переполнили чувства огромной радости и гордости. Конечно, прыгая с «кукурузника», ощущаешь себя больше спортсменом-парашютистом. Выполнение же боевой задачи на большом десантном самолёте формирует уже те самые ценности, которые и отличают десантника: товарищество и взаимопонимание».

«Что для вас значит голубой берет?» – спрашиваю я напоследок у Алёхина.

«Небо, чувство локтя, товарищество, выносливость, взаимовыручка, – отвечает он. – У нас, десантников, есть девиз: «Никто, кроме нас!» Голубые береты должны отлично владеть личным оружием, уметь оказывать медицинскую помощь, иметь навыки ориентирования на местности и работы в боевой группе. И, конечно, прыгать с парашютом. Согласитесь, что всё это не каждому под силу».

На счету Александра Тимофеевича 57 прыжков с парашютом: 26 армейских и 31 гражданский. Чтобы ощутить себя Икаром, он выезжает в Набережные Челны или даже в Башкирию, где условия для прыжков отличные.

«Меня жена все время спрашивает: «Зачем тебе это нужно? Чего тебе не хватает?» А я ей говорю в ответ: «Воздуха, адреналина, который заряжает позитивом на долгое время. Наверное, надо быть десантником, чтобы это понять!»
Автор: Александр Савенков