На соседнем пути Октябрьская магистраль

На соседнем пути

Евгений Добряков, машинист электровоза Северо-Западной дирекции скоростного сообщения

Внимательность и неравнодушие машиниста электровоза предотвратили возможные ЧП и материальный ущерб для компании.

Любой предмет, лежащий на рельсах, это потенциальная опасность движению. Заметив его на соседних путях, машинист, конечно, может проявить безразличие: не у него же на пути оказалась вещь. Однако 26-летний машинист электровоза Евгений Добряков из Северо-Западной дирекции скоростного сообщения к таким работникам точно не относится.

– Мы ехали, как обычно, из Петрозаводска утренним поездом, – рассказывает Евгений. – И я заметил на соседних рельсах некий предмет. Пригляделся – какая-то часть вагонного оборудования от поезда или электровоза. Конечно же, сразу сообщил об этом диспетчеру. Как потом выяснилось, встречный поезд был остановлен. Предмет убрали. Никто не пострадал.

Предметом оказалась крышка от электровоза. Какого именно? Что произошло? И почему она лежала на рельсах? – вопросы пока открытые. По крайней мере, Евгению ответы на них никто не сообщал. Зато на вопрос: «Что было бы, если бы встречный электровоз на крышку всё же наехал?», ответ ему известен.

– С рельсов бы поезд, конечно, не сошёл, – считает Добряков. – Крышка была не настолько большой и толстой. Скорее всего, машинист, приближаясь, её бы заметил и применил экстренное торможение. А вот если бы не успел и совершил наезд, тогда могло бы повредиться какое-нибудь оборудование в нижней части состава.

Кстати, за время своей работы на Октябрьской железной дороге молодой человек впервые сталкивается с подобной ситуацией.

– Чтобы предмет лежал прямо на рельсах – в моей практике такое в первый раз, – говорит он. – Бывает, в полосе отвода что-то виднеется – это да. Но сама колея находится под постоянным контролем, и здесь всё, как правило, чисто.

Разумеется, случившимся Добряков поделился дома и с коллегами.

– Домашние отреагировали достаточно спокойно, просто сказали: «Ну, молодец!». Сложно объяснить людям, не связанным с железной дорогой, всю опасность ситуации. Здесь реакция, наверное, зависит в первую очередь от эмоциональности твоего рассказа. А среди коллег подобные поступки суперподвигами не считаются, у них такие случаи тоже бывали. Один был вынужден остановить поезд, потому что на рельсах лежал заполненный чем-то полиэтиленовый пакет, другой заметил брошенный на путях противогаз.

– Конечно, ситуации бывают разные, – присое­диняется к беседе инструктор Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Виктор Рогов. – Например, после недавнего сильного, почти ураганного ветра на рельсах петрозаводского направления оказались поваленные деревья. Но наши машинисты в таких случаях всегда звонят диспетчеру. У нас очень дружный коллектив.

Неудивительно, что у самого Евгения после находки страха за собственные поездки не возникло.

– Машинисты – люди ответственные, предметы, пусть даже на «чужих» рельсах, думаю, не проигнорируют, – считает он. – Ну, а если всего бояться, то можно вообще дома сидеть.

Евгений Добряков – самый молодой машинист дирекции. Ему 26 лет. Однако, начальник резерва Дмитрий Кадыков оценивает его как сотрудника весьма положительно.

– На хорошем счету парень. Замечательно работает, – утверждает он.

– Молодой, но очень профессиональный и активный, – поддерживает коллегу Рогов. – Я бы сказал, один из лучших.

И всё же, сейчас столь молодые ребята редко становятся машинистами.

– В советское время многие из работающих ныне специалистов уже в 21 год водили составы, – рассказывает Добряков. – Но тогда всё было иначе. А сейчас больше принято брать людей с опытом. Лично мне просто повезло. Я хорошо сдал экзамены, и стал машинистом. А то, что самый молодой, так это мне отношения с коллективом не портит. Я работаю всего полгода, и пока тут всё очень нравится.

Евгений закончил ПГУПС. Учась на втором курсе, пошёл работать в студенческий отряд на финляндское направление помощником машиниста электропоезда. Проездил год, а затем, опять же со студенческим отрядом, отправился на Олимпиаду работать на «Ласточках». Ну, а дальше – возвращение в универ. Диплом. Права управления.

– Когда первое время работал в ТЧ-20 машинистом, я даже не верил, что зарплату получаю, – говорит он. – Наконец-то вожу поезд, а мне ещё и платят! Это же здорово!

И хотя официально Евгений трудится на Октябрьской железной дороге около пяти лет, на самом деле его история общения с поездами началась гораздо раньше. Ведь в детстве Женя Добряков занимался на Малой Октябрьской железной дороге. Семья у него, как уже упоминалось, не железнодорожная. Но школьный друг решил посещать занятия и позвал Евгения с собой.

– А я тогда футболом увлекался, – вспоминает машинист. – Но у меня как-то не очень получалось. И подумалось: а почему бы и не пойти вместе с ним? Нужно же куда-то себя применить. Тем более, что поезда мне всегда нравились. Я каждое лето ездил в деревню на поезде. Обычно взрослые не любят дорогу: ждать на вокзале, ехать в вагоне им скучно. А я был в восторге. Мне нравилось лежать на верхней полке, чувствовать, как ветер дует в лицо. Мало того – мне тогда радостно было даже попасть на вокзал. Запахи – вокзала и тот, который возникает, когда топят вагоны – мне очень нравились. В общем, как пришёл я на Малую железную дорогу, так меня и затянуло.

На детской дороге Добряков прошёл стандартный путь. Сначала освоил наиболее простые специальности – стрелочник, проводник. Потом более ответственные – диспетчер, помощник машиниста, машинист. Освоив «детские» поезда, переключился на «взрослые».

Сейчас в свободное от работы время наш герой активно катается на шоссейном велосипеде. Увлечён им года три.

– Знаете велогонку Тур де Франс? – спрашивает Евгений. – У нас примерно такие же велосипеды. И тренировочки серьёзные. Например, съездить до Сестрорецка и обратно. А своим главным достижением в области велоспорта я считаю победу в гонке, которая в мае этого года проходила в Великом Новгороде. 170 км. 50 участников. И я взял «серебро». Сам от себя такого не ожидал.

Но всё же Добряков убеждён, что победы не самое важное. В первую очередь, ему просто нравится кататься. И отправляясь 15 сентября в отпуск в Хорватию, он обязательно возьмет с собой велосипед.
Евгений вообще любит путешествовать. А ещё всё увиденное в пути снимать на плёночную камеру. Фотография – тоже его хобби.

– Раньше снимал на цифру, – делится он. – Но на плёночный аппарат, на мой взгляд, получается интереснее. Первый я, конечно же, нашёл дома. Это был старый родительский «Зенит». Попробовал снимать на него, получилось необычно, и мне понравилось. Купил новый, тоже с плёнкой. С велосипедом, кстати, вышла похожая история. У папы моей девушки есть старый советский шоссейный велосипед. Я стал кататься и понял – это моё. И уже потом купил более современный. А фотографией увлекаюсь ещё со школы. И когда отправляюсь в путешествия, всегда беру фотокамеру с собой. Люблю снимать пейзажи и делать небольшие отчётики, которыми затем делюсь со своими друзьями и коллегами по работе.

Ну что тут скажешь? Весёлого отпуска, хороших дорог и запоминающихся снимков!

Фото: Иван Куртов
Автор: Елена Харламова