Внимание должно быть на пределе Волжская магистраль

Внимание должно быть на пределе

Наталья Мосякина, дежурная по переезду станции Второво Владимиирской дистанции пути

Возможно, этой дежурной по переезду на станции Второво в работе помогает и прошлый профессиональный опыт.

В одну из своих ночных смен Наталья Мосякина заметила сильное искрение сразу во всех четырёх колёсных парах последнего вагона гружёного товарного поезда. Квалифицированные действия дежурной по переезду помогли избежать возможной трагедии.

– Проходите, проходите! Чай или кофе будете? Вот бутербродики, тут печенье, конфеты, – радушно улыбаясь, встречает меня Наталья Александровна.

И мне, как всегда в подобных случаях, становится неудобно. Ведь я же не в гости пришла, а в рабочее время нахожусь на посту железнодорожного переезда. Всегда в подобных ситуациях я постоянно повторяю себе: «Не мешай!», и стараюсь никаким образом не влиять на ход производственного процесса. Впрочем, уже через несколько минут понимаю, что помешать Наталье Мосякиной ответственно выполнять свои профессиональные обязанности я не смогла бы даже при желании. Потому что у неё всё по плану, по инструкции, именно так, как надо. 

– Двести двадцатый, слушаю! Да, да, поняла, спасибо, ждём, – она деловито отвечает на телефонный звонок.

– Комиссию ожидаем сегодня, уже началась подготовка к осеннему комиссионному осмотру начальника ГЖД, всё должно быть в идеальном порядке, – положив трубку, говорит мне Наталья Александровна и выходит на балкон здания встречать очередной поезд.

А я после долгой дороги из Нижнего Новгорода, с благодарностью принимаюсь за бутерброды. 

Поездов в этот раз, кстати, проходит сразу два. Сначала пролетает яркая «Ласточка», затем степенно движется тяжёлый грузовой. 

– У нас переезд большой, здесь активная жизнь кипит, – улыбается Наталья Мосякина, вернувшись в здание.

Да, это действительно крупный железнодорожный объект на скоростном ходу Горьковской железной дороги в ведении Владимирской дистанции пути. Оборудованный видеокамерами и устройствами заграждения, круглосуточно охраняемый. Здесь проходит сразу пять путей, и движение – очень активное. При этом от одного знака «стоп» до второго – целых семьдесят метров. Только успевай поворачиваться!

В ночь, когда Наталья Мосякина увидела искрение в районе колёсных пар проходящего поезда, тоже было всё как обычно: состав за составом по расписанию, видимость была хорошей.

– Это было в марте, около полуночи. Ни дождя, ни снега. Редкость для этого месяца. Грузовой поезд неспешно шёл в сторону Владимира. Я внимательно вглядывалась в проходящий состав. Сигнальный флажок в руке. И вот – показалось, словно колёсные пары горят в ночи, представляете? Когда последний вагон поравнялся со зданием поста, я увидела, что это не огонь, а очень сильное искрение. При этом, оно было сразу на всех четырёх колёсных парах, – вспоминает Наталья Александровна.

Последовательность действий при таких ситуациях, конечно же, прописана. Наталья мгновенно схватилась за телефон – сообщить дежурной по станции Второво и машинисту. Затем – диспетчеру Владимирской дистанции пути и в ПТО Ковров.

– Знаете, нам ведь подробностей всех потом не сообщают… Я знаю, что поезд остановился на 217 километре, то есть в трёх километрах от переезда. Состав был немаленький, а в таких случаях помощник машиниста должен добежать до места обнаружения неисправности. Представляете, такой длины поезд, а добраться надо до последнего вагона… Да, думаю, локомотивной бригаде пришлось поволноваться, – с искренним сочувствием рассказывает Наталья Мосякина. 

Локомотивщики говорят – произошёл неотпуск тормозов. Вагонники иногда произносят – неотжатые тормоза. Впрочем, суть проблемы остаётся неизменной. Такое искрение, а впоследствии деформация колёсных пар, вызывается тем, что на одном участке, где применялось торможение, тормозные колодки прижались и не расправились, как должны были. 

– Чем дольше поезд идёт с такой неисправностью, тем опаснее. Когда заклинило тормозные колодки, на каком именно участке – неизвестно никому. Последствия могли быть самые серьёзные, и то, что Наталья Александровна успела  остановить поезд, бесспорно, говорит о её профессионализме, – подчёркивает Светлана Рузевич, заместитель начальника Владимирской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам. 

Кто-то возразит, что это входит в должностные обязанности дежурной по переезду. Ведь они, наряду с дежурными по станции, работниками охраны, – одно из звеньев шахматного контроля. Да и любой железнодорожник, находящийся на линии, даже в нерабочее время, обязательно повернётся лицом к проходящему поезду. Более того – 
на всём пути следования состав постоянно осматривается с обеих сторон. Но...

– Внимание должно быть на пределе! Иначе последствия могут быть самые страшные, – считает Наталья Мосякина.

Она несколько десятилетий проработала швеёй. Кропотливый труд, опять же – требующий немалого внимания к деталям. Но с годами стало сложновато часами сидеть за швейной машинкой. Муж Натальи уже 23 года трудился путейцем – начинал с монтёров, потом стал мастером. В 2009 году на станции Второво возвели это «летящее» здание поста дежурной по переезду, и на скоростной ход потребовались новые сотрудники.

– Муж мне и предложил пойти. Я почти сразу согласилась, не раздумывая! Помню, он так внимательно на меня посмотрел и сказал: «Ну-ну...» Уже в декабре 2009 года, когда я вышла на работу после обучения, я поняла что он хотел сказать этой короткой фразой, – смеётся Наталья Александровна.

А сказать он хотел, что всё будет не так просто, как кажется со стороны: стоишь себе с палочкой, поезда пропускаешь. У дежурных по переезду – множество обязанностей.
– Особенно непросто зимой... Но мне нравится, честно, эта работа такая активная, интересная и подвижная. Но главное – она очень отвественная. И я это прекрасно понимаю, – говорит Наталья, и убегает встречать очередной поезд.
Автор: Елена Минина