"Бамовец – наша общая фамилия"
Дмитрий Медони, мастер дистанции искусственных сооружении Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры
Первопроходцу Байкало-Амурской Димитрию Медони присвоено звание Почётного железнодорожника.
Когда после армии он покидал солнечную Молдавию, то не думал, что свяжет всю свою дальнейшую жизнь с суровой Сибирью и железной дорогой. Но магистраль от Восточной Сибири до Тихого океана покорила его сердце навсегда.
В Сибирь!
Застать дома Димитрия Медони непросто. В свободную от работы минуты он старается уйти в тайгу.
– Вы вовремя дозвонились: завтра я опять отправляюсь на рыбалку. Пристрастился здесь и к рыбной ловле, и к охоте. Раньше эти места были глухие, но зато на живность богатые. А сейчас всё доступно – на вездеходах, на катамаранах приезжают браконьеры. Но ленок, щуку, хариус поймать можно. Бывает, и таймень попадается, – говорит Димитрий Медони.
Доступность Улькана, где сейчас живёт наш герой, – это в том числе и его «вина». В 1975 году, когда он отправился на БАМ из Молдавии, здесь была глушь, болота да мошка. Теперь же Байкало-Амурская магистралью известна всему миру, и Димитрий Мартинович внёс непосредственный вклад в её создание.
– В 1974 году я вернулся из армии, работал на автобазе в Бендерах, – вспоминает железнодорожник. – Мы были молодые, азартные, сидели в баре после работы, а тут по радио услышали про БАМ. И мы с моим товарищем Мишей Добровольским загорелись идеей отправиться на строительство магистрали. Обратились в горком комсомола, а через пару месяцев нас вызвали и выдали путёвку. Вот так всё и случилось.
Когда отряд из тёплой республики в количестве 18 человек – 12 парней и 6 девушек – в феврале 1975-го года вышел на перрон станции Улан-Удэ, термометр на улице показывал 43 градуса мороза. А они все в шляпах да туфельках.
– Вы откуда такие взялись? – спросил местный житель, глядя на замерзающих приезжих. И указал место, где можно купить валенки, шапки и ватники. Из столицы Бурятии делегация отправилась в указанный в путёвке поселок Улюнхан Курумканского района. Но там их ждал еще один неприятный сюрприз: им сообщили, что распределение надо проходить в Иркутске. То есть, следовало возвращаться в Улан-Удэ, а оттуда добираться до города на Ангаре. А деньги были уже на исходе.
Первопроходцы
– Что делать? Благо, встретивший нас начальник механизированной колонны №140, узнав, что я экскаваторщик, да ещё и электромонтажник, занял мне 50 рублей и порекомендовал в тресте записать к нему. Так я и остался в Сибири. Как оказалось – навсегда.
30 декабря, накануне Нового года, механизированная колонна по зимнику выехала на Уоян. Впереди были годы тяжёлой и упорной работы. Димитрий Медони прошёл на своей технике маршрут от Небеля до самого Кодара. Машины перетаскивали по болотам. Тайга, комары, мошка. Жить приходилось в палатке. Топили сразу две печи, чтоб не замёрзнуть.
Первопроходец до сих пор удивляется, как удалось выдерживать все эти трудности:
– Мы тогда мы особо о проблемах не думали. Сказали – ехать, значит, надо двигаться любым способом. В упёртом характере ли дело? Не думаю, характеры у всех людей разные. Но нас объединяло стремление построить что-то новое для страны. Не помню, чтобы кто-то отказывался от работы. И дело даже не в зарплате, она не такая уж и большая была, просто все стали одной семьей. Было задание – построить БАМ, и мы строили.
Димитрий Медони вспоминает всех тех 18 человек, приехавших из Молдавии. Только трое вернулись домой, остальные так и остались на БАМе. Да, многих уже нет в живых, но те, кто до сих пор здравствует, товарищи не разлей вода.
– Здесь, на магистрали все знакомые, друзья. У нас одна национальность – бамовец, я бы даже сказал – одна фамилия. В любой точке страны увидишь бамовца – всегда ему рад и в обиду никогда не дашь, – продолжает первопроходец.
В 1982 году механизированная колонна ушла на Уренгой. И в этот момент наш герой на какое-то время отошел от магистрали. Он резко изменил сферу деятельности и стал инспектором дорожно-патрульной службы. Но через несколько лет не выдержал и вернулся на железную дорогу.
В почётные железнодорожники
Затем произошли другие перемены. Димитрию из машиниста-экскаваторщика и водителя предложили переквалифицироваться в мастера инженерных сооружений. Окончил в Тынде техникум железнодорожного транспорта, и пошёл на участок Лена-Восточная – Таковка.
– Сказали: ты парень смышлёный, справишься, – вспоминает Димитрий Мартинович. – В мои обязанности вошло текущее содержание мостов и труб. Работал от Хребтовой до Нии, а когда осел в Улькане, перевёлся на участок от Нии до Калакачана.
Сейчас в его ведении 164 сооружения, из них 51 мост:
– Участок не такой уж ровный, местность болотистая, нужно постоянное внимание, чтобы не было никаких угроз безопасности движения поездов.
В этом году приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий Димитрий Медони был награждён знаком «Почётный железнодорожник», который в начале сентября в торжественной обстановке ему вручил начальник Восточно-Сибирской магистрали Василий Фролов.
Бамовец говорит, что даже не думал о присвоении ему такого высокого звания. Хотя он и ранее получал разные поощрения: были почётная грамота от Центральной дирекции движения, награда за 20 лет работы на железнодорожном транспорте.
– Казалось бы и хватит на этом, но, видимо, вытащил счастливую карту. Когда позвонили и сообщили о награждении знаком «Почетного железнодорожника», растерялся, не поверил. А теперь все поздравляют. Даже бамовцы, уехавшие на запад страны, откуда-то узнали о моей награде.
Почётный железнодорожник считает, что поощрений заслуживают все первопроходцы. Он с грустью вспоминает те времена, когда пошли разговоры о ненужности БАМа.
– Мы-то его строили с самого начала. Проваливались в болота, жили в грязи, рубили просеки, отсыпали, укладывали пути. А потом вдруг про нас позабыли, даже обещанные квартиры не давали: как жили в щитовых домах, так и продолжали.
Сейчас у Димитрия Мартиновичв повода для уныния нет. Вырастил двух детей – сын Андрей работает в пожарной части, дочь Елена окончила Иркутский государственный университет путей сообщения. Уже есть два внука – девятилетний Матвей и трехлетняя Софья. Супруга из местных, коренная сибирячка, с ней они живут уже больше 40 лет. Помимо охоты и рыбалки любит мастерить по дому. Говорит, лучше себя костерить за неправильно забитый гвоздь, чем переделывать за кого-то.
И всё же об уходе на пенсию в свои 64 года не задумывается, продолжает трудиться на железной дороге.
– Загадывать не буду, работаю, пока есть силы и пока работа приносит удовольствие. Ещё надо ребят молодых подучить. Готовлю сейчас парня после института, надеюсь, что выдержит. Надо, чтоб смог уметь планировать, держать руль управления. Хочу отдать участок в надёжные руки, чтоб потом обо мне не вспоминали, будто не подсказал молодым, не подготовил смену.
Когда после армии он покидал солнечную Молдавию, то не думал, что свяжет всю свою дальнейшую жизнь с суровой Сибирью и железной дорогой. Но магистраль от Восточной Сибири до Тихого океана покорила его сердце навсегда.
В Сибирь!
Застать дома Димитрия Медони непросто. В свободную от работы минуты он старается уйти в тайгу.
– Вы вовремя дозвонились: завтра я опять отправляюсь на рыбалку. Пристрастился здесь и к рыбной ловле, и к охоте. Раньше эти места были глухие, но зато на живность богатые. А сейчас всё доступно – на вездеходах, на катамаранах приезжают браконьеры. Но ленок, щуку, хариус поймать можно. Бывает, и таймень попадается, – говорит Димитрий Медони.
Доступность Улькана, где сейчас живёт наш герой, – это в том числе и его «вина». В 1975 году, когда он отправился на БАМ из Молдавии, здесь была глушь, болота да мошка. Теперь же Байкало-Амурская магистралью известна всему миру, и Димитрий Мартинович внёс непосредственный вклад в её создание.
– В 1974 году я вернулся из армии, работал на автобазе в Бендерах, – вспоминает железнодорожник. – Мы были молодые, азартные, сидели в баре после работы, а тут по радио услышали про БАМ. И мы с моим товарищем Мишей Добровольским загорелись идеей отправиться на строительство магистрали. Обратились в горком комсомола, а через пару месяцев нас вызвали и выдали путёвку. Вот так всё и случилось.
Когда отряд из тёплой республики в количестве 18 человек – 12 парней и 6 девушек – в феврале 1975-го года вышел на перрон станции Улан-Удэ, термометр на улице показывал 43 градуса мороза. А они все в шляпах да туфельках.
– Вы откуда такие взялись? – спросил местный житель, глядя на замерзающих приезжих. И указал место, где можно купить валенки, шапки и ватники. Из столицы Бурятии делегация отправилась в указанный в путёвке поселок Улюнхан Курумканского района. Но там их ждал еще один неприятный сюрприз: им сообщили, что распределение надо проходить в Иркутске. То есть, следовало возвращаться в Улан-Удэ, а оттуда добираться до города на Ангаре. А деньги были уже на исходе.
Первопроходцы
– Что делать? Благо, встретивший нас начальник механизированной колонны №140, узнав, что я экскаваторщик, да ещё и электромонтажник, занял мне 50 рублей и порекомендовал в тресте записать к нему. Так я и остался в Сибири. Как оказалось – навсегда.
30 декабря, накануне Нового года, механизированная колонна по зимнику выехала на Уоян. Впереди были годы тяжёлой и упорной работы. Димитрий Медони прошёл на своей технике маршрут от Небеля до самого Кодара. Машины перетаскивали по болотам. Тайга, комары, мошка. Жить приходилось в палатке. Топили сразу две печи, чтоб не замёрзнуть.
Первопроходец до сих пор удивляется, как удалось выдерживать все эти трудности:
– Мы тогда мы особо о проблемах не думали. Сказали – ехать, значит, надо двигаться любым способом. В упёртом характере ли дело? Не думаю, характеры у всех людей разные. Но нас объединяло стремление построить что-то новое для страны. Не помню, чтобы кто-то отказывался от работы. И дело даже не в зарплате, она не такая уж и большая была, просто все стали одной семьей. Было задание – построить БАМ, и мы строили.
Димитрий Медони вспоминает всех тех 18 человек, приехавших из Молдавии. Только трое вернулись домой, остальные так и остались на БАМе. Да, многих уже нет в живых, но те, кто до сих пор здравствует, товарищи не разлей вода.
– Здесь, на магистрали все знакомые, друзья. У нас одна национальность – бамовец, я бы даже сказал – одна фамилия. В любой точке страны увидишь бамовца – всегда ему рад и в обиду никогда не дашь, – продолжает первопроходец.
В 1982 году механизированная колонна ушла на Уренгой. И в этот момент наш герой на какое-то время отошел от магистрали. Он резко изменил сферу деятельности и стал инспектором дорожно-патрульной службы. Но через несколько лет не выдержал и вернулся на железную дорогу.
В почётные железнодорожники
Затем произошли другие перемены. Димитрию из машиниста-экскаваторщика и водителя предложили переквалифицироваться в мастера инженерных сооружений. Окончил в Тынде техникум железнодорожного транспорта, и пошёл на участок Лена-Восточная – Таковка.
– Сказали: ты парень смышлёный, справишься, – вспоминает Димитрий Мартинович. – В мои обязанности вошло текущее содержание мостов и труб. Работал от Хребтовой до Нии, а когда осел в Улькане, перевёлся на участок от Нии до Калакачана.
Сейчас в его ведении 164 сооружения, из них 51 мост:
– Участок не такой уж ровный, местность болотистая, нужно постоянное внимание, чтобы не было никаких угроз безопасности движения поездов.
В этом году приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий Димитрий Медони был награждён знаком «Почётный железнодорожник», который в начале сентября в торжественной обстановке ему вручил начальник Восточно-Сибирской магистрали Василий Фролов.
Бамовец говорит, что даже не думал о присвоении ему такого высокого звания. Хотя он и ранее получал разные поощрения: были почётная грамота от Центральной дирекции движения, награда за 20 лет работы на железнодорожном транспорте.
– Казалось бы и хватит на этом, но, видимо, вытащил счастливую карту. Когда позвонили и сообщили о награждении знаком «Почетного железнодорожника», растерялся, не поверил. А теперь все поздравляют. Даже бамовцы, уехавшие на запад страны, откуда-то узнали о моей награде.
Почётный железнодорожник считает, что поощрений заслуживают все первопроходцы. Он с грустью вспоминает те времена, когда пошли разговоры о ненужности БАМа.
– Мы-то его строили с самого начала. Проваливались в болота, жили в грязи, рубили просеки, отсыпали, укладывали пути. А потом вдруг про нас позабыли, даже обещанные квартиры не давали: как жили в щитовых домах, так и продолжали.
Сейчас у Димитрия Мартиновичв повода для уныния нет. Вырастил двух детей – сын Андрей работает в пожарной части, дочь Елена окончила Иркутский государственный университет путей сообщения. Уже есть два внука – девятилетний Матвей и трехлетняя Софья. Супруга из местных, коренная сибирячка, с ней они живут уже больше 40 лет. Помимо охоты и рыбалки любит мастерить по дому. Говорит, лучше себя костерить за неправильно забитый гвоздь, чем переделывать за кого-то.
И всё же об уходе на пенсию в свои 64 года не задумывается, продолжает трудиться на железной дороге.
– Загадывать не буду, работаю, пока есть силы и пока работа приносит удовольствие. Ещё надо ребят молодых подучить. Готовлю сейчас парня после института, надеюсь, что выдержит. Надо, чтоб смог уметь планировать, держать руль управления. Хочу отдать участок в надёжные руки, чтоб потом обо мне не вспоминали, будто не подсказал молодым, не подготовил смену.
Автор: Иван Мамонтов