Не дали мальчишке сгинуть в волнах Забайкальская магистраль

Не дали мальчишке сгинуть в волнах

Александр Атрашкин, инспектор по сохранности вагонного парка территориального управления на Свободненском регионе

Инспектор по сохранности вагонного парка Александр Атрашкин помог своему другу Сергею Втулкину спасти тонувшего в Амуре ребёнка.

В середине июля 2018 года инспектор по сохранности вагонного парка территориального управления на Свободненском регионе Александр Атрашкин со своим другом, бывшим военным моряком Сергеем Втулкиным, участвовал в спасении мальчика, тонущего в Амуре.

14 июля Александр Атрашкин и Сергей Втулкин с супругами прогуливались в Благовещенске по набережной и захотели прокатиться на прогулочном теплоходе по Амуру. Но вместо катания по реке им пришлось спасать тонущего ребёнка. Впрочем, обо всём по порядку.

– С Сергеем Александровичем я дружу уже много лет, – рассказывает Александр Атрашкин. – Познакомились мы с ним во время учёбы в Свободненском железнодорожном техникуме, где оба учились на специальности «Промышленное и гражданское строительство». Поначалу нас сблизил спорт. Сергей занимался лёгкой атлетикой, а я вольной борьбой. Потом обычное знакомство переросло в крепкую дружбу.

Но стать строителями друзьям не довелось. Обоих после окончания техникума призвали служить на Тихоокеанский флот. Александр Атрашкин попал на надводный военный корабль, а Сергей Втулкин стал подводником.

– Я после службы в армии вернулся в Свободный, а Сергей Александрович остался служить на флоте, стал мичманом, потом несколько лет, как говорят моряки, «ходил» боцманом на корабле-кране, – вспоминает Александр Николаевич. – Я тоже по специальности работать не стал, хотя мечтал продолжить обучение в Благовещенске и стать строителем с высшим образованием. Пришлось пойти работать в Белогорское вагонное депо, где я поначалу трудился слесарем на пункте технического обслуживания вагонов станции Михайло-Чесноковская.

Трудоустроиться в депо Александра Атрашкина уговорили родители, которые и сами связали свою жизнь с железной дорогой – оба работали на Свободненском вагоноремонтном заводе.

– Работая на пункте технического обслуживания вагонов, я решил всё же продолжить обучение, но сменив профессию строителя на вагонника, – говорит железнодорожник. – И поступил на заочное отделение в Дальневосточный государственный университет путей сообщения (тогда это ещё был Хабаровский институт железнодорожного транспорта).

До 1995 года Александр Атрашкин проработал в Белогорском вагонном депо, сначала слесарем по ремонту подвижного состава, а потом осмотрщиком вагонов. После этого его перевели в отдел кадров Свободненского отделения Забайкальской железной дороги.

– Пришёл я на инженерную должность, а затем стал заместителем начальника отдела кадров, – сказал Александр Николаевич. – Довелось мне немного поработать в Чите начальником комплекса в ПМС-318. С 2004 года работаю инспектором по сохранности вагонного парка. Когда я веду технические занятия, то повторяю слушателям слова моего наставника, старшего инспектора инспекции вагонного хозяйства Анатолия Меланина: «Вагон – кормилец, поэтому его сохранность чрезвычайно важна». Вся работа движенцев, путейцев или работников дирекции тяги направлена на то, чтобы вагоны перевозили как можно больше грузов, поэтому каждый вагон должен всегда быть в технически исправном состоянии.

К слову, Александр Атрашкин продолжал поддерживать с Анатолием Меланиным отношения и поле ухода последнего на заслуженный отдых.

Своей настольной книгой Александр Атрашкин считает не какой-то детективный роман или произведение классика, а учебник «Конструирование вагонов». Александр Николаевич считает, что употребление в отчётах и прочей документации точной терминологии значительно облегчает работу специалистов вагонного хозяйства всех уровней.
– Например, берём полувагон, в нём имеются торцевые двери, – листает учебник Александр Николаевич. – А если есть двери, то должны быть запоры. А из каких деталей состоит запор – я имею в виду точное название – порой не знают даже некоторые руководители. Кто называет «щукой», кто – «языком», но в отчёте или при заказе детали так не напишешь. А это клиновой запор с направляющей. В железнодорожном деле важно правильное название деталей.

Сегодня Александр Атрашкин и не представляет себе жизни в другой профессии. В его формировании как профессионала сыграли роль не только ступени профессионального роста. Служба в армии, например, приучила к порядку. Работа слесарем и осмотрщиком добавила практических знаний. Опыт, полученный в отделе кадров, помогает вести правильный диалог с работниками всех уровней, на любом производстве. Работа же в должности инженера по сохранности вагонного парка отточила личную организованность и сформировала определённые правила поведения.

– Важные для себя принципы я когда-то почерпнул из правил поведения для руководителей одной из самых известных во всём мире компаний – «Дженерал Моторс», – подчеркнул Александр Атрашкин. – Думаю, что большинством из этих принципов должны руководствоваться не только руководители, но и каждый человек. Здесь и вежливость, и благодарность, и справедливость, и внимательность, и умение признавать свои ошибки. На любой должности важно не только быть профессионалом, но и продолжать оставаться человеком.

При любой загруженности работой в жизни Александра Атрашкина всегда оставалось место спорту. В юности это были занятия вольной борьбой, но и, работая на железной дороге, он старался принимать участие в большинстве спортивных мероприятий, будь то футбол, волейбол или иные виды соревнований.

С той поры, как Александр Атрашкин подружился с Сергеем Втулкиным, прошло больше 35 лет. Друзья виделись очень редко, не позволяло расстояние в полторы тысячи километров да постоянная занятость на работе.

– То у меня нет отпуска, то он в море, – пояснил железнодорожник. – Но после того, как Сергей Александрович вышел на пенсию, мы стали видеться практически каждый год, уже больше трёх лет подряд.

Чаще друзья встречались во Владивостоке, куда Атрашкины ездили на отдых. Но в этом году семья Втулкиных приехала погостить в Свободный. Друзья решили посетить и областной центр.

Прогуливаясь по благовещенской набережной, мужчины шли по верхней её части в сторону дебаркадера. Их жёны двигались за ними чуть поодаль. Но потом Александр Атрашкин и Сергей Втулкин спустились на нижний ярус набережной. Женский крик, призывающий о помощи, заставил мужчин обернуться. Тонул ребёнок. В секунды оценив ситуацию, друзья приняли решение. Сергей Втулкин, не раздеваясь, бросил на землю сумки (до этого друзья ходили по магазинам), скинул обувь, и, встав на бортик, «солдатиком» прыгнул в воду. Как и все моряки, он твёрдо усвоил принцип – не нырять в незнакомом месте головой вперёд, ведь там может быть и дно, и коряга или бетонная свая. Ногами можно отпружинить, а головой, увы, нет.

Александр Атрашкин остался на берегу, чтобы направлять товарища. Волны были высокие, и обессилевший ребёнок то и дело скрывался под водой, поэтому помощь с берега была крайне необходима.

Чтобы отыскать ребенка в мутной воде, Сергей Втулкин нырял несколько раз. Ребенок то исчезал под водой, то вновь появлялся. Александр Атрашкин кричал другу, куда плыть или нырять в следующий раз. В очередной раз мальчишка появился над поверхностью уже без движения. И когда Сергей Александрович сумел подхватить мальца, тот уже не подавал признаков жизни. Скорее всего, в следующий раз мальчик уже не всплыл бы.

– Сергей добрался до какого-то выступа, ухватился за него и оценил обратное расстояние, но понял, что шансы доплыть к ступеням невелики и стал просить, чтобы сверху скинули верёвку, хотел с её помощью выбраться наверх, – рассказывает Александр Атрашкин. – Я со своего места помочь ему не мог ничем. На набережной кто-то начал снимать с себя рубашку, чтобы связать её с чем-нибудь и использовать в качестве верёвки. Но дальше этого дело не пошло.

И Сергей Втулкин решил плыть обратно. Каждый метр движения против течения давался с трудом. В воду бросилось ещё несколько человек, и один из них подплыл к нему, принял ребенка и поплыл к ступеням. На берегу кто-то сделал мальчику искусственное дыхание, и он задышал ещё до приезда машины скорой помощи. Выбившийся из сил Сергей Втулкин также добрался до берега, и Александр Атрашкин помог другу подняться наверх.

Конечно же, прокатиться в этот день на теплоходе семьям Атрашкиных и Втулкиных не удалось, ведь Сергей Александрович прыгнул в воду в одежде.

– Обдумывая произошедшее, мы с Сергеем поняли, что нас словно кто-то вёл в тот день, – сказал Александр Атрашкин. – Стояла жаркая погода, и Сергей захотел спуститься на нижний ярус набережной. Были сомнения, есть ли выход наверх со стороны дебаркадера. Но мы всё же решили почему-то пройти по низу, а наши жёны шли где-то по верху. И мы спустились вниз буквально за несколько секунд до женского крика с верхней набережной. К тому времени мальчишка в воде уже окончательно ослаб и еле двигался. В этом месте глубокая яма, и течение очень быстрое. И там образовалась своеобразная воронка. Как правило, попадая в водоворот, человек пугается и начинает совершать неправильные действия. В подобной ситуации сил не хватает не только ребёнку, но и иному взрослому человеку.

Сегодня, вспоминая тот летний день, Александр Атрашкин уже рассказывает о пережитом без особого волнения, но тогда они с другом осознали, что было действительно страшно – не за себя, а за то, что могли не успеть спасти ребёнка.

Сергей Втулкин вернулся домой, а Александр Сергеевич на своём рабочем месте всё так же продолжает контролировать сохранность вагонного парка, делая это со всей присущей ему тщательностью и приобретёнными принципами. Хорошо, когда в жизни человека есть место и обычным делам, и Поступку!
Автор: Александр Потапов