Образцовый вагонник Забайкальская магистраль

Образцовый вагонник

Александр Кожевников, начальник пункта технического обслуживания вагонов станции Чита-1

Александр Кожевников в сентябре этого года признан лучшим среди начальников пунктов техобслуживания вагонов на сети дорог.

Высокий профессионализм начальника пункта технического обслуживания вагонов станции Чита-1 Александра Кожевникова признают коллеги не только в его «родном» вагонном эксплуатационном депо Карымская, но и на уровне Центральной дирекции инфраструктуры.

Дверь в кабинет начальника ПТО станции Чита-1 всегда открыта. В неё нескончаемым потоком идут подчинённые, трель служебного и сотового телефонов не умолкает с раннего утра и до позднего вечера. Понятное дело, должность начальника пункта технического обслуживания вагонов весьма серьёзная, ведь он отвечает не только за график движения поездов, но и за безопасность.

Мы терпеливо ждём, когда в плотном графике Александра Кожевникова найдётся время и на нас. Улучив несколько минут, спешим поздравить с очередной победой. В сентябре команда вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры вернулась из Старого Оскола, где проходил сетевой этап конкурса «Лучший по профессии» среди вагонников ОАО «РЖД». Забайкальцы заняли восьмое из 16 мест. Александр Кожевников был признан лучшим начальником ПТО на сети дорог. Александр Леонидович улыбается в ответ:

– Это ведь уже не первая моя победа. Я третий год подряд участвую в конкурсах профессионального мастерства, как в дорожном, так и сетевого уровня, и всякий раз становлюсь победителем или призёром.

Впервые попытать удачу на конкурсе «Лучший по профессии» Александр Кожевников отважился в 2016 году. На дорожном этапе конкурса он был вторым. Но когда жюри Забайкальской дирекции инфраструктуры подтвердило огромный потенциал финалиста, его отправили защищать честь ЗабДИ в сетевом конкурсе, и не прогадали. Там он всего один балл уступил победителю и вернулся домой со вторым местом. Через год приложил усилия, чтобы улучшить свой результат. На дорожном этапе профессиональных состязаний занял первое место, а в сетевом конкурсе сумел войти в десятку лучших начальников ПТО.

– В 2017 году поставил перед собой чёткую цель – во что бы то ни стало стать победителем, – рассказывает Александр.

В этом году забайкальские вагонники перед сетевым конкурсом тщательно готовились всей командой. Подтягивали теорию и практику.

ПТО на станции Чита-1 обслуживает преимущественно грузовые вагоны, а по опыту прошлых конкурсов Александр Кожевников знал, что в испытаниях возможны вопросы и практические задания, связанные с обслуживанием пассажирских вагонов. Поэтому за помощью в подготовке обратились к своим коллегам из Забайкальского филиала – вагонного участка Чита АО «ФПК». Приёмщик вагонов Степан Леонов охотно откликнулся на просьбу, подробно рассказал об особенностях устройства и технологии обслуживания пассажирских вагонов, показал на конкретных примерах, какие могут встречаться неисправности. Во всеоружии команда отправилась в Старый Оскол. Первым испытанием для конкурсантов стало представление команды. Забайкальские вагонники успешно сумели себя презентовать, набрав в общую копилку 40 баллов.

Затем участники конкурса распределились по профессиям. В личном зачёте соревновались начальники ПТО, осмотрщики-ремонтники, инструкторы и операторы.

У начальников ПТО в первую очередь проверяли теорию: знание правил технической эксплуатации железных дорог, вопросов охраны труда, промышленной безопасности, конструкции инновационных вагонов, сохранности вагонного парка, бережливого производства, делового этикета. На этом этапе испытаний Александр Кожевников сумел набрать 86 баллов из 100 возможных, показав при этом третий результат. Затем от теории конкурсанты перешли к практике. Начальникам ПТО предстояло прослушать переговоры между осмотрщиками-ремонтниками и операторами и оценить, насколько они соответствуют установленному регламенту. В следующем испытании конкурсанты на специальной установке производили опробование тормозов. Но, пожалуй, самым сложным практическим заданием стал осмотр грузового вагона, который только что прошёл деповской ремонт. Начальники ПТО должны были за шесть минут выявить все неисправности, которые не были устранены во время ремонта.

– Действовать пришлось быстро: оперативно осматривать, успевать записывать выявленные недочёты, – продолжает Александр.

Завершил испытание блиц-опрос по охране труда.

По итогам всех этапов сетевого конкурса команда ЗабДИ заняла восьмое место. Осмотрщик-ремонтник Владимир Волков показал шестой результат, оператор Галина Усовская оказался на девятом месте, инструктор Пётр Царук был тринадцатым. А вот их руководителя признали лучшим начальником ПТО. Его профессионализм и основательную подготовку жюри конкурса оценило по достоинству.

И не случайно, ведь Александр Кожевников почти 20 лет работает в вагонном хозяйстве дороги. Свой профессиональный путь начал на малой родине, в Шилке, слесарем по ремонту подвижного состава в вагоноремонтном депо. Хотя, как признаётся мой собеседник, с детства мечтал совсем о другой профессии.

– О том, что стану железнодорожником, как мои дядя и тётя, решил ещё в школе, – рассказывает Александр. – Но я мечтал водить поезда.

После окончания школы Александр выучился в профессиональном училище на помощника машиниста тепловоза и электровоза. Но вот только воспользоваться полученными знаниями не успел – призвали в армию. В 1999 году вместе с одногруппниками по училищу пришёл устраиваться на работу в локомотивное депо. К великому разочарованию ребят, места им там не нашлось. Чтобы как-то поддержать молодёжь, начальник вагонного депо Шилка предложил должности слесарей по ремонту подвижного состава. Делать было нечего, молодые люди согласились. Несколько лет Александр проработал в депо. Когда же появились вакансии помощников машиниста, друзья позвали вновь попытать удачу. Но Александр уже настолько вжился в свою профессию, что менять вагоны на кабину локомотива не захотел – остался в депо. Терпеливо, ступень за ступенью, поднимался по карьерной лестнице. Из слесарей перешёл в осмотрщики-ремонтники вагонов. До сих пор он с благодарностью вспоминает своих наставников – заместителя начальника депо по эксплуатационной работе Владимира Петровых, старшего осмотрщика Анатолия Ионова. Последнего всегда отличал скрупулёзный подход к делу. «Я вас научу так, как того требует технология» – говорил он и не допускал браков в работе. Анатолий Иванович всегда готов прийти на помощь молодым работникам, посоветовать, как лучше сделать. Наверное, у него Александр Кожевников и перенял стиль руководства: быть всегда открытым к своим подчинённым, помогать советом, кто бы к нему ни обратился.

Молодой работник не замыкался на одной работе, всегда стремился к знаниям. Заочно окончил Забайкальский институт железнодорожного транспорта, и сейчас, несмотря на большую занятость, находит время для самообразования.

– Почитать полезную литературу перед сном для меня – святое дело, – признаётся он.

Из Шилки вскоре перебрался с семьёй в Карымскую, где несколькими годами ранее создали эксплуатационное вагонное депо. На новом предприятии способному молодому работнику предложили должность мастера смены. С самого начала своей карьеры за чтобы ни брался Александр, всё у него получалось успешно. Вот и в ВЧДЭ Карымская он был признан лучшим мастером.

Способного молодого руководителя среднего звена вскоре заметили в службе вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры и пригласили технологом. Позже он замещал начальника отдела эксплуатации. Но однообразная работа с бумагами в службе вскоре ему наскучила. Захотелось вновь вернуться на производство, окунуться в кипучую эксплуатационную работу. Поэтому, когда три года назад предложили возглавить ПТО станции Чита-1, не раздумывая, согласился.

Здесь он чувствует себя, как рыба в воде. Всё старается держать под контролем. Ненормированный рабочий день, частые вызовы среди ночи, командировки, круглосуточные звонки по телефону его не сильно раздражают.

– Это моё призвание, – говорит он. – Я уже корнями врос в вагонное хозяйство и расставаться с ним не намерен.

Вдумчивый руководитель заботится не только о своевременном выполнении поставленных задач по обеспечению безопасности движения поездов, но и стремится улучшить производственный процесс, облегчив труд своих работников. По его инициативе в парке был установлен дополнительный «островок безопасности», с которого осмотрщики-ремонтники оперативно производят осмотр коротких составов. Ему принадлежат и многие рационализаторские предложения. Александр Кожевников предложил заменить привычные бумажные блокноты на металлические планшеты, на которых осмотрщики-ремонтники с помощью мела фиксируют все замеченные неисправности в проходящем поезде, а затем информируют о них операторов.

 – Рационализаторскому творчеству уделяем большое внимание, – продолжает Александр. – Каждые три месяца стараемся предложить свои разработки, нацеленные на улучшение производственного процесса.

За текущей эксплуатационной деятельностью Александр не забывает и о технической учёбе с работниками ПТО. Каждое занятие стремится провести максимально эффективно, в доступной форме донести до подчинённых нововведения в работе.

Родные к плотному графику главы семейства относятся с пониманием, а редкие свободные выходные стремятся провести вместе. Старшая дочь, Светлана, решила пойти по папиным стопам, поступила в лицей Забайкальского института железнодорожного транспорта. Младшей дочери, Еве, о будущей профессии думать рано, она учится в третьем классе, увлекается гимнастикой. Дочки своим папой гордятся и желают ему дальнейших успехов и воплощения задуманных планов. А их у Александра Кожевникова – громадьё!
Автор: Ольга Стракович